Святейший Патриарх Кирилл неоднократно предостерегал, обращаясь к лидерам государства и представителям власти, что подходам ювенальной юстиции (включающую правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи.
Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка.
Однако мы сегодня видим совсем другие тенденции. Это нарушение прав родителей, движение от субъекта права к объекту воздействия недружественной системы, стигматизация семей, создание реестров семей, паспортизация, деление на виды, состояние, присвоение качественных характеристик семьям, адресность социальной поддержки, «резиновые» нормы законодательства – несут системную угрозу и ведут к сегрегации семей, уничтожению многодетных семей.
В условиях усиливающегося давления на семью предпринимаются попытки «оценить» семью, дать ей качественные характеристики, ввести понятия ответственного, ресурсного родительства, или такие как «неразвитость родительских навыков и чувств», звучат беспрецедентные заявления, о том, что государство и чиновники лучше знают, как воспитывать детей, лечить, давать им образование. Попытка подогнать семьи по идеальный стандарт, шаблон может обернуться трагедией.
Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что есть немало примеров, когда родительских прав лишают нормальных, любящих и работающих родителей. Особое внимание хочется обратить на понятие «детей, оставшихся без попечительства родителей», которых мы имеем сейчас.
Такими детьми являются не только дети умерших родителей. По ст. 121 Семейного Кодекса РФ к ним относятся и те, чьи родители болеют или, по мнению сотрудников опеки, создают условия «препятствующие нормальному развитию» ребенка. Понятие «нормальное развитие» у каждого сотрудника опеки свое и разнится от региона к региону, от инструкции к инструкции.
В связи с этим я хочу задать очень непростой вопрос: часто ли мы встречаем случаи изъятия детей из семьи в республиках Кавказа?
Закрытость органов опеки, отсутствие контроля и ответственности чиновников за неправомерное вмешательство в дела семей, нарастающий произвол, кулуарность проводимой реформы и, конечно же, особое беспокойство вызывает тема создания некого централизованного органа по семейной политике.
Отдельно хочу сказать о том, как выполняется сегодня поручение Президента РФ, на основании которого вышло Распоряжение № 2958-р Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. «О создании межведомственной рабочей группы по централизации передаваемых полномочий в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства».
Никого из представителей родительского сообщества, религиозных объединений, несмотря на официальную просьбу, – не включили в состав этой межведомственной группы. Я считаю, что включение секретаря Общественной палаты – это является недостаточной мерой. Напомню, что традиционные религии России объединяют крупнейшие гражданские институты страны, мнение которых обязательно должно быть учтено. Эти решения коснутся 60 млн. граждан России, состоящих в браке и, конечно, не могут быть приняты кулуарно без проведения широкой дискуссии, учета мнения семейного сообщества и экспертов.
Между тем, на недавнем заседании в Государственной Думе было заявлено о подготовленной концепции реформы органов опеки и попечительства. Что за концепция? Текст концепции мы не знаем, не видели, не можем к нему какое-либо отношение высказать.
Возникают небезосновательные опасения, что подготовка концепции осуществлялась при участии тех же «специалистов» и представителей НКО и чиновников, которые на протяжении последних 15 лет занимались внедрением западных практик, методических рекомендаций, основанных на программах, не дружественных России. Считаем, что деятельность таких НКО должна быть подвержена ревизии на предмет установления связи с западными Фондами, антигосударственной деятельности. Они должны быть немедленно отстранены от процессов работы над реформой семейного законодательства.
Создание централизованного органа по делам семьи с широкими полномочиями регулирования и регламентации жизни семей, управления органами опеки и попечительства с привлечением профессиональных НКО, служб изучения, ротации, администрирования жизни семей в итоге рано или поздно приведет к созданию «полицейской» системы с высокой коррупционной составляющей, которая отнюдь не будет способствовать демографическому возрождению страны.
В экономическом смысле такие структуры обычно служат агрегаторами по оказанию социальных услуг населению посредством НКО и частных предпринимателей, критерием эффективности деятельности которых является количество освоенных выделенных средств и изъятых и перемещенных детей.
Хочу высказать обеспокоенность. Мы поддерживаем поручение Президента РФ о необходимости реформировании опеки и попечительства в рамках существующей структуры Правительства РФ без создания специализированных органов по семье.
Также мы обеспокоены созданием фостерных или профессиональных семей, принимающих ребенка по договору как объект аренды – это путь к унижению родительской любви, к формированию корыстного отношения к детям как источнику дохода.
Мы все знаем, что по этой концепции формируется система, которая способствует зарабатыванию на изъятии детей. Такие условия, закрепленные нормативными актами, естественным образом порождают очередь на изъятие детей из кровных семей.
Иерей Федор Лукьянов
https://pk-semya.ru/novosti/item/8979-blagopoluchie-semi-osnova-bezopasnosti-gosudarstva.html