Россия перестала играть роль поставщика «живого товара»

Но возможно ли добиться полного запрета суррогатного материнства?

Принятие закона о запрете для иностранцев на пользование услугами суррогатных матерей в России – позитивный шаг, он закрывает дыру в законодательстве и в применительной практике.

Правоохранительные органы не знали, что делать: бесхозные дети, непонятно, какой у них статус и кто их родители. Полицейские накрывают странные конспиративные квартиры с нелегальными детьми, и что делать?

Конечно, суррогатное материнство это плохо, но общество должно созреть для его запрета. Мы выступаем против суррогатного материнства в принципе и многие страны, даже в Европейском Союзе, категорически запрещают суррогатное материнство по этическим соображениям или накладывают жесткие ограничения. Мало, где можно приехать из-за границы и «купить ребенка». Почему так много стран запрещают или ограничивают суррогатное материнство? В этом вопросе присутствуют непреодолимые противоречия, связанные с достоинством личности, продажей людей, неопределённым статусом заказных родов, правами ребёнка и самой суррогатной матери.

Ведь этот рынок — не только СМ, но и репродуктивные технологии в целом — связан с людьми – продажей эмбрионов, половых клеток, гибелью детей в процессе экстракорпорального оплодотворения, замораживанием эмбрионов, арендой матери и т.д. — все эти технологии очень противоречивы.

Да, когда-то российское общество придёт к отказу от суррогатного материнства, но определённые проблемы никуда не исчезнут и при юридическом запрете, так так технологии останутся.

Существует вариант дарения эмбрионов, который трудно запретить. Например, при процедуре ЭКО возникает избыток эмбрионов, которые в замороженном виде ждут своей смерти, когда выйдет определенный срок хранения. В частности, существует позиция, что бездетные христианские семьи могут попытаться взять такой эмбрион, поскольку они не участвуют в ЭКО и не убивают детей. Они берут чужой эмбрион (живого человека) и подсаживают, пытаясь спасти от верной смерти. Этот вопрос требует изучения и осмысления с христианской точки зрения. Например, православная семья пришла в клинику, и говорит: мы не можем иметь детей, но мы против процедуры ЭКО. Просим Вас подсадить нам замороженный эмбрион. И как относиться к такой противоречивой ситуации? А ведь это будет суррогатное материнство. И вопрос у нас, в РПЦ, еще не был изучен экспертами и богословами.

В этой теме есть много других противоречий. Если широко практикуется ЭКО, то суррогатное материнство, как частный случай ЭКО, не может быть полностью запрещен без пересмотра законодательства. Закон о запрете для иностранцев на пользование услугами суррогатных матерей в России убрал вопиющую дыру в нашем праве, Россия перестала играть роль поставщика «живого товара». Остаётся суррогатное материнство только для граждан России, но, по крайней мере, здесь можно отслеживать судьбу ребенка. Подчеркну, мы не поддерживаем суррогатное материнство. Но закон принят таким, какой он есть – так, как посчитали законодатели. Россия до сей поры продавала эмбрионы, детей, услуги суррогатных матерей (фактически женщин), поэтому законодатели сделали большой шаг вперёд. Конечно, наше законодательство несовершенно: оно не имеет концепции защиты жизни ребенка до рождения. Я думаю, наиболее реалистичным в ближайшей перспективе ввести некоторые ограничения на СМ и в нашей стране. Например запретить или ограничить коммерческое СМ, нужно предоставить суррогатной матери безоговорочное право оставить себе ребенка, если она этого захочет. Суррогатное материнство нужно сделать максимально невыгодным, чтобы на «цене крови» не расцветали различные коррупционные схемы.

Протоиерей Максим Обухов,
руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»

Источник: ruskline.ru