«Гражданская» Пасха нашего народа

Я из поколения девяностых – поколения растерянного времени. Привыкли во всем сомневаться. И многому не верить. Слишком часто ошибались. И расплачивались собой.

Понятно, что Вторая мировая война – столкновение двух империй – немецкой и советской. Известные произведения исторического социального фантаста Виктора Суворова «Аквариум», «Ледокол», «День «М» и прочее. Политическая игра шахматных фигур.

Но что-то здесь до конца не то. Не только в этом дело. Вернее сказать, это всего лишь узкая плоская и очень блеклая позиция.

Недавно разговаривал с одним человеком. Он сказал следующие слова, которые очень сильно поразили меня:

– Девятое мая – это наша вторая гражданская пасха.

Пожалуй, лучше не скажешь. Как говорил Федор Михайлович Достоевский устами князя Мышкина: «Здесь вечно будет что-то не то…»

Сегодня, может быть, хотелось из политических, конъюктурных, «модных» соображений ПЕРЕСМОТРЕТЬ подвиг прадедов. Но это невозможно.

Известная фотография молодого командира в пилотке, который встает из окопа в полный рост с пистолетом и зовет за собой солдат. Я где-то читал, что это его предсмертная фотография. Командира застрелили в следующую секунду после того, как сделали снимок. Вот в чем дело…

И оно не только в заградотрядах, сталинских репрессиях и штрафбатах. Нет. Не только в этом. Было что-то еще, что двигало этого и ДРУГИХ командиров, солдат бежать с винтовочками и пистолетами на «тигров» и «пантер». Об этом очень хорошо сказано в романе Константина Симонова «Живые и мертвые». Вернее, в нем нигде об этом не сказано. Но это чувство является, как бы сказал Станиславский, сквозным действием каждого героя произведения. «Я не могу не воевать. Я не могу не защищать. Я должен вставать из окопа. И по миллиметру отвоевывать свою землю».

В этом есть нечто большее, чем война, дележ территории, политические игрища и интриги. В этом есть какая-то глубинная самоидентификация народа – народа святой Руси. В этом было какое-то вновь открытие ее духовного стержня. И это было важнее жизней отдельных людей. Не в смысле государственно-общественном. В личном духовном смысле. Они САМИ так считали. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). В этом был геном и память поколений. И как ни странно, в этом было возрождение-воскресение православия через Голгофу войны.

Мы вспоминаем часто исторические события, имена полководцев, битвы и поражения, но забываем великие слова святителя Николая Сербского из сочинения «Война и Библия». Они звучат примерно так: ни одна летящая пуля не попадает в цель случайно. И другая фраза, добытая этим великим подвижником прошлого столетия: ВСЕ ВСЕГДА ДУХОВНО.

1917 год. Народ отрекся от своего Бога. Храмы разрушены, монастыри опустели, священники и монахи расстреляны. И после этого страшная война! Разве может быть это случайностью? Разве мы, православные христиане, не читали о том же в Ветхом Завете? Отступление от Господа древних евреев всегда ввергало в несчастья, порабощения и войны. Возвращение к истинному Богу всегда приводило к процветанию и благоденствию, и победе над врагами.

Это, если хотите, духовная математика: дважды два – четыре.

И в Великой Отечественной войне произошло то же самое. Наш народ отступил от Христа и был наказан и побежден, а когда вернулся к Нему, был прощен и стал победителем.
Именно в годы войны в 1943 году восстанавливается Патриаршество в Русской Православной Церкви. И когда смотришь хроники того времени, замечаешь, что храмы были тогда переполнены народом. А сколько командиров и солдат Красной армии после войны стали монахами! Вспомним, сколько архиереев, священников, монахов были выпущены из тюрем и лагерей именно во время войны! Сколько монастырей и храмов открылось…

Страна пусть тяжело, непросто, сложно, но все же возвращалась к Православию.

Здесь очень много «белых пятен». Много непроверенных историй, которые могут оказаться правдой или мифами. Здесь и письмо митрополита Антиохийской Церкви Илии к Сталину, и авиационные крестные ходы с иконами Пресвятой Богородицы вокруг Москвы и Сталинграда,  и многое другое. На сегодняшний день мы не можем с достоверностью сказать, было ли это на самом деле. Может, было, может, не было.

Но, по крайней мере, известна история со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом. Он был вынужден воевать. Являлся фронтовым офицером.

«В мае 1942 года его полк начал сражаться с гитлеровцами в составе Южного фронта. В это время началась разработанная в ставке Харьковская операция <...> В боях приняло участие и правое крыло Южного фронта, где воевал иеромонах Пимен. В результате неудачно проведенной операции войска были окружены немцами и уничтожены или взяты в плен. 29 мая 1942 года Харьковское сражение закончилось, кольцо окружения окончательно замкнулось.
Вероятно, к этому времени относится следующий рассказ:

“Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: “Батя, молись. Куда нам идти?” У иеромонаха была потаенно запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился перед ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством – все увидели, как ожила вдруг икона и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся”» (1).

Мне кажется, эта история символична. Вся страна тогда бухнулась на колени. Весь народ повернулся ко Христу и спросил: «Боже, куда нам идти?»
И Бог снова вывел СВОЙ народ на верную дорогу.

Все всегда духовно…

Это очень важно понять. Нет в нашей жизни недуховных шагов. Духовный каждый вдох-выдох. И тем более война, отнявшая четыре года и более двадцати миллионов жизней.

Недавно блуждал по интернету, и меня как током ударило. Вдруг я увидел свою фамилию и свое имя: Андрей Чиженко. Но это был не я, а младший командир Красной армии, родом из Ленинграда, скончавшийся от ран в  госпитале в 1941 году.

В Николаевской области в годы Великой Отечественной войны действовало подпольно-партизанское движение «Партизанская искра» в Первомайском районе в селе Крымка. В сущности, оно состояло из мальчиков и девочек школьного возраста 13-17 лет. Почти всех их расстреляли.

Для того чтобы освободить юг Украины в 1944 году, нужен был отвлекающим маневр. Иллюзия наступления, которое на самом деле должно было происходить в другом месте. Его совершили в Николаевском порту десантники морской пехоты под руководством Константина Ольшанского. Немцы бросили на подавление атаки практически все свои силы.

«Ольшанские самураи» почти все погибли. А война была выиграна.

Что толкало их на этот подвиг? Приказы? Страх смерти? Коммунистическая идеология?

Вряд ли… По крайней мере, не только это.

В этой войне было что-то глубинное, корневое. В ней была Голгофа целого народа и Воскресение во Христе целого народа.

И вот я закрываю глаза и вижу младшего командира Андрея Чиженко, который выходит из окопа и через минуту будет убит, и думаю, что я безмерно счастлив, что являюсь потомком его. В этом Пасха нашего народа.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Иерей Андрей Чиженко

Примечания:
1. О патриархе Пимене. К 100-летию со дня рождения // Эл. ресурс: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=35635

«Православная Жизнь»

 

Тематика: