О пропаганде лженаучной опасной "психотерапии" приемных детей ("родительства по Нэнси Томас") в бюджетных учреждениях защиты детства

О пропаганде лженаучной опасной "психотерапии" приемных детей ("родительства по Нэнси Томас") в бюджетных учреждениях защиты детства   

Часть 1. 

В этом сообщении хотелось бы еще раз обратить внимание (особенно профессиональных психологов !!!), на неблагоприятные моменты, которые происходят из-за отсутствия в России критической научной литературы в области психотерапии, такой как, например, книга американского психолога проф. Джин Мерсер "Альтернативные психотерапии" [Jean Mercer: "Alternative Psychotherapies'. Rowman & Littlefield, Lanham, MD, 2014; 225 Р.].

4817772__1_ (333x499, 24Kb)

В этой очень глубокой, увлекательно написанной и в то же время строго научной книге проф. Джин Мерсер, анализируются различные псевдонаучные направления в области психотерапии ( особенно детской), оценивается их возможная опасность для здоровья и даже жизни, и т.д. К сожалению эта книга не переведена на русский язык и не издана в России. 

***********

А в ссылке внизу - сайт известного государственного (бюджетного) центра в Москве, связанного с "семейным устройством сирот" (директор - М.Ф. Терновская):  

 

http://patronatcentr.ru/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D...0%BC%D0%BE%D1%87%D1%8C-%D0%BF/

На сайте данного учреждения (считающегося "лидером" в продвижении так называемого "патронатного воспитания", бывший "детдом 19") - можно видеть статью социального педагога центра М.Н.  Качаловой на тему "привязанности" (см. ссылку вверху). И в этой статье пропагандируются идеи и методы "воспитания" приемных детей, продвигаемые бывшим собаководом, а впоследствии - "альтернативным детским психотерапевтом",  американкой Нэнси Томас, и рекламируется её книга "Когда любви не достаточно" (как что-то "важное" и "ценное").

С  "родительством по Нэнси Томас"  ("целителя" и "наставника", не имеющего никаких серьезных лицензий в области психотерапии) в США связано немало случаев насилия над детьми и даже гибели детей в семьях (в первую очередь это касается приемных детей, причем особенно из России и Восточной Европы).

Эта "психотерапия", также известная под другими названиями, например, как "терапия привязанности" или по англ. "attachment therapy" (AT), признана псевдонаучной и опасной, неоднократно критиковалась в США ведущими специалистами в области детской психологии, психотерапии и защиты детства. В частности, про "родительство по Нэнси Томас" и его опасность для детей и семей достаточно много написано в указанной книге проф. Джин Мерсер.

Речь фактически идет о попытках насильственного "привязывания" ребенка к приемным родителям с помощью таких "методов" как принудительный телесный и глазной контакт, подавление самостоятельности, полного контроля над физиологическими отправлениями даже достаточно взрослого ребенка (едой, питьем, пользованием туалетом), лишение игр, возможности посещать школу, общаться со сверстниками, ограничение в нормальном питании и и др.

Адепты указанного направления "альтернативной" (псевдонаучной) психотерапии внушают родителям, вопреки данным доказательной детской психологии и психиатрии, что будто бы у приемных детей поголовно наблюдается "нарушение привязанности" ("attachment desorder"). Причем фактору "привязанности" дается совершенно ложная трактовка, принципиально расходящаяся с научной, академической теорией привязанности и описанными в МКБ 10 редкими нарушениями (имеющими отношение к привязанности). Навешивая поголовно на приемных детей придуманные ложные диагнозы, адепты АТ утверждают (вопреки научным данным), что якобы из таких детей вырастают "серийные убийцы", "Гитлеры" и т.п. И что эти дети даже в младшем возрасте могут быть опасны для родителей. И только они, эти "особые психотерапевты АТ", могут помочь "привязать" ("to attach") детей к родителям, и таким образом "решить все проблемы" (подробнее см. : http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/, http://yuliamass.livejournal.com/193554.html ).

К сожалению, в России усилиями "волонтеров" (например, известного фонда "Волонтеры в помощь детям сиротам", руководитель Елена Альшанская; и др. НКО) - перевели, распространяют в свободном доступе и пропагандируют (в том числе на сайтах государственных учреждений, связанных с областью профилактики социального сиротства и т.п. !) - сочинения Нэнси Томас и других "гуру" этого антинаучного направления (подробнее см.: "Дополнение", часть 2 настоящего сообщения). 

И совершенно нечего этой напасти противопоставить, кроме каких-то моих интернет-сообщений в блогах в Живом журнале и в Ли.ру (см., например: http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ , http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254454693, http://yuliamass.livejournal.com/193554.html ) и т.п.

Также в 2012 г. известная журналистка Жанна Агалакова сделала впечатляющий документальный кинорепортаж на эту тему, показанный на Первом канале российского телевидения.

Вот ВИДЕО с этим документальным фильмом:  

https://www.1tv.ru/news/2013/03/03/69991-v_ssha_st...vosstanovleniya_privyazannosti. 


 

Но, конечно же, этого совершенно не достаточно.

В ссылке ниже - также очень интересная статья с критикой ложных и опасных концепций и методов АТ, написанная в 2016 г. американским детским психологом и психотерапевтом Алленом Брайеном: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/23794925.2016.1172945?journalCode=uebh20 (к сожалению, полный текст более не предоставляется в в свободном доступе, только резюме).

А далее - отклик на эту статью Аллена проф. Джин Мерсер:
http://childmyths.blogspot.ru/2016/05/thank-brian-allen-for-saying-down-with.html
--------------------------------—
P.S. Еще "любопытный" момент. В списке литературы в упомянутой выше статье с пропагандой идей и практик Нэнси Томас (на сайте бюджетного учреждения по содействию "семейному  устройству сирот") на первом месте стоит книга известного современного немецкого психолога и психотерапевта Карла Бриша (http://patronatcentr.ru/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D...8C-%D0%BF/   ).

Однако Карл Бриш в одной из своих последних книг (переизданной в переводе в России в 2012 г. издательством "Cogito-center") как раз предупреждает о существовании антинаучного опасного направления под названием "терапия привязанности", которое не следует путать с научной концепцией привязанности, в рамках которой он работает.

А затем в том же списке литературы следует книга Нэнси Томас - одного из ярых адептов того самого лженаучного направления, о котором предупреждает Карл Бриш. Вот такая путаница в головах у психологов, призванных наставлять приемных родителей в указанном московском бюджетном центре по "семейному устройству детей-сирот".

4817772_Risynok_1674 (700x510, 326Kb)

4817772_Risynok_1675 (700x530, 246Kb)

 

Ниже приведена соответствующая цитата из переведенной на русск. язык издательством "Cogito-center" книги Карла Бриша, посвященная этой опасной псевдопсихотерапии ( http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3232).

Обращая на необходимость различения научно-доказательной "психотерапии, основанной на привязанности" и лженаучной так называемой "терапии привязанности", Карл Бриш подчеркивает :

"... Необходимо четко и однозначно разъяснить и разделить оба эти понятия: психотерапия, основанная на привязанности, и терапия привязанности, – хотя в Интернете их, к сожалению, часто путают.

Хотя так называемая «терапия привязанности» (attachment therapy) также основывается на теории привязанности, но нынешние описания практики ее применения полностью идут вразрез с теорией привязанности и даже диаметрально противоположны ей. Раньше для «терапии привязанности» использовалось широко распространенное понятие «поддерживающая терапия» (holding therapy). Для нее было типично следующее: детей всех возрастных категорий, прежде всего травматизированных приемных и усыновленных детей (а иногда и взрослых), которые по самым разным причинам сопротивлялись телесному контакту и эмоциональной привязанности, взрослые удерживали и, даже несмотря на отчаянное сопротивление, крики, неистовства, борьбу, а иногда и телесные повреждения, силой побуждали к телесному контакту до тех пор, пока те в изнеможении не сдавались и не подчинялись их требованиям.

Такой подход в корне противоречит теории привязанности, особенно требованиям чуткости и внимания к сигналам ребенка для построения свободной от страхов надежной привязанности к ухаживающим за ним людям. Насилие над ребенком никогда – даже во имя некоей высшей цели – не может служить средством формирования привязанности ребенка к тем, кто удовлетворяет его насущные потребности. Внешне ребенок может прекратить сопротивление телесному контакту и подчиниться взрослому ввиду его физического и социального превосходства, потому что у него нет никакой другой возможности. Но внутренне он останется переполненным тревогой, страхом и сопротивлением, что как раз и может стать причиной нарушения привязанности.

Поэтому такой подход несовместим с теорией привязанности. В США сообщалось о многочисленных случаях смерти детей из-за таких насильственных интервенций, которые должны были способствовать развитию привязанности.

В 2006 году рабочая группа Американского профессионального общества борьбы против жестокого обращения с детьми (American Professional Society on the Abuse of Children – APSAC), входящего в Американскую психологическую ассоциацию (American Psychological Association – APA), подробно разбиралась с «терапией привязанности», ее процедурой и агитационными стратегиями; эта рабочая группа подвергла все это резкой критике и отвергла как методику, несовместимую с теорией привязанности, и как форму жестокого обращения с детьми (Chaffin et al., 2006).

Я разделяю эту точку зрения и считаю, что срочно необходимо провести широкомасштабное обсуждение «терапии привязанности», которая в последние годы появилась и в немецкоязычных странах"

(источник: Бриш К.Х. «Терапия нарушений привязанности: От теории к практике». Издательство "Когито-Центр", 2012, глава из книги, http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3232  ).

4817772_Risynok_1679 (486x700, 40Kb)
********************

Представляется, что призыв Карла Бриша также актуален и для России.

Часть 2. ДОПОЛНЕНИЕ.

Ниже для иллюстрации приведены скриншоты сайтов юриста в области усыновления Ольги Митиревой. Причем первый сайт, можно сказать, является во многом подражанием аналогичным интернет-ресурсам адептов "терапии привязанности" (или по англ. "attachment therapy", сокращ. "АТ") в США.  Этот сайт прямо осуществляет рекламу "attachment therapy"(АТ) в России. В частности, там предлагается для бесплатного скачивания книга «Когда любви недостаточно», написанная одним из ярых адептов АТ в США Нэнси Томас. Книга была переведена Ольгой Митиревой и, как говорилось выше, издана при финансовой поддержке известного НКО "Волонтеры в помощь детям сиротам" (руководитель Елена Альшанская).

http://(http://attach2me.ru/books/kogda_lyubvi_ne_dostatochno/

4817772__1_ (700x604, 516Kb)

4817772_Risynok_1681 (700x560, 351Kb)

Далее для иллюстрации приведено несколько характерных цитат из книги Нэнси Томас "Когда любви не достаточно", рекомендуемой теперь в качестве "ценного руководства" для приемных родителей в России:

"Вот некоторые известные люди с нарушением привязанности, чье состояние не было вовремя скорректировано: Адольф Гитлер, Саддам Хусейн, Эдгар Аллан По (американский писатель, известный своими «мрачными» рассказами – примеч. Ю.М.), Джеффри Дамер и Теодор Банди (серийные убийцы – примеч. Ю.М.)."

"Очень сложно добиться успеха, если в одной приемной семье оказываются несколько братьев и сестер с реактивным нарушением привязанности... Зачастую такие дети откровенно ненавидят друг друга! Да, есть единичные примеры того, как кровные братья и сестры смогли вылечиться, находясь даже в одной приемной семье. Это невероятно сложно, но возможно.
Однако если вы считаете, что именно ваши дети выиграют именно от раздельного проживания, разделяйте их как можно быстрее. Чем скорее каждый из них окажется там, где сможет начать свое исцеление, тем будет лучше для всех. Не ждите, пока ребенок вырастет. Вместе с ним будут расти и его душевные проблемы"
.

"Если ребенок хорошо ведет себя в течение одного дня, он может заработать одно из перечисленных прав:
прыжки со скакалкой (с мягкими ручками);
классики (в одиночестве); чтение (родитель дает на выбор две-три книги);
катание на качелях или с горки (если там нет других детей);
игра в песочнице с пластиковыми игрушками (в одиночестве);
лепка из пластилина;
возможность выполнить дополнительные поручения за отдельную плату.
"

"Сначала ребенка надо научить просить разрешение на любое действие: пойти в туалет, попить воды, Буквально на все".

"Сексуальное поведение у малышей.
Направленные на родителей сексуальные действия маленького ребенка обычно так сильно оскорбляют и возмущают последних, что они тут же скидывают его с колен без каких-либо разговоров и объяснений. Но, как говорится, не надо с грязной водой выплескивать и младенца, ведь неадекватное сексуальное поведение у малышей – это прежде всего крик о помощи!
Да-да: если ребенок забирается на колени к родителю и как бы «случайно» трогает папину ширинку или хватает маму за грудь – это сигнал о том, что ему нужна помощь!
Так что, если ваш ребенок делает нечто подобное, не гоните его, а спокойно объясните, что такое поведение неприемлемо и теперь он будет много раз тренироваться сидеть на родительских коленях правильно.
Однако до полного исцеления оставлять такого ребенка наедине с другим ребенком или животным категорически нельзя.
Да, именно так! К сожалению, дети с нарушением привязанности вполне способны покалечить или даже изнасиловать кошку или собаку.
По той же причине ребенок с нарушением привязанности не должен делить комнату с другим ребенком или детьми.
Чтобы он никому не мог причинить вреда, на двери в его комнату должна стоять ночная сигнализация
".

"Именно родители должны рассказать ребенку о сексуальных отношениях и о заболеваниях, передающихся половым путем (и сделать это надо, пока ребенку не исполнилось девять лет! )"

"Секс – это одна из самых сложных тем. Если интенсивность «социальных связей» вашего сына или дочери начинает выходить за рамки приличий, паника или истерика с вашей стороны только усугубят проблему. Переведите дух и вспомните собственные подростковые годы. Запрещая своей непокорной и сексуально активной дочери заниматься сексом, вы только спровоцируете ее на более энергичный поиск ночных приключений."

"Кстати, противозачаточные средства в вашем доме должны быть всегда легко доступны, в том числе и для ребенка".
"Именно на ребенке лежит обязанность просить у родителей совета по противозачаточным средствам
".

*******

На упомянутом выше сайте (http://attach2me.ru/books/kogda_lyubvi_ne_dostatochno/), созданном юристом Ольгой Митиревой, кроме опуса Нэнси Томас  распространяются сочинения и других поборников АТ, например, Г. Кека, Д. Хьюга и Ф. Клайна. Также на одном из сайтов Ольги Митиревой можно видеть объявление, зазывающее приемных родителей в "родительскую группу  по изучению методов Нэнси Томас" (http://olgamitireva.org/news/roditelskaya_gruppa_po/). При этом "наставники" сообщают о себе, что они посещали семинар Нэнс Томас в Екатеринбурге в 2012 г. (действительно нашлись "энтузиасты", организовавшие подобный семинар, причем к участию привлекли не только приемных родителей, но и чиновников и работников социальных служб и т.п., см.: http://yuliamass.livejournal.com/193554.html). Кроме того, они посещали "лагерь для приемных родителей в США", организованный Нэнси Томас. Но как они сами упоминают, "специального образования в области реабилитации детей не имеют". Кстати низкий уровень или вообще отсутствие серьезного специального образования в области детской психологии, клинической психологии и психотерапии характерно и для "терапевтов" и "миссионеров" АТ в США (подобных Нэнси Томас), о чем, в частности, сообщает проф. Джин Мерсер в своей книге, посвященной критическому анализу "альтернативных" (псевдонаучных) "психотерапий".  

Подробнее об адептах АТ можно узнать на специальном американском сайте, созданном группой ведущих экспертов в области детской психологии и психотерапии и защиты детства специально для противодействия распространению АТ:  http://www.childrenintherapy.org/proponents/.

Сайт носит название: "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy"). 

«Attachment  Therapy» - сегодня представляет самую опасную форму мошенничества в  США», - говорится на сайте. «Для наиболее беззащитных и ранимых детей, находящихся в учреждениях опеки и приемных семьях или усыновленных  – эта лжетерапия несет невыносимые страдания. Каким образом внушение страха, голод, боль, унижение, искаженная картина реального мира, изоляция от друзей и семьи, угрозы и т.п. могут привести к привязанности, вере, любви и сделать ребенка счастливым? Мы должны знать, что это ведет к смерти», - предупреждают защитники детей (http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html).

4817772_Risynok_1202_1_ (700x561, 351Kb)

На скриншоте: Раздел сайта "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy"), посвященный детям (в основном, приемным), которые погибли в США от применения этой псевдопсихотерапии. Раздел носит название: Жертвы "Attachment Therapy" и рекомендуемых этими "терапевтами" "родительских практик".

**********

Для наглядного представления об особенностях  "методов и духа" АТ  ниже приведена иллюстрация из книги Рональда Федеричи ( одного из адептов этой "терапии" в США). На ней показаны рекомендуемые Федеричи приемы псевдонаучной "holding therapy" ("холдинг терапии")  для "смирения проблемного ребенка" - с целью насильственного развития у него "привязанности" к  приемным родителям (цитир. по: http://www.childrenintherapy.org/proponents/federici.html).

4817772_Risynok_1192 (311x290, 13Kb)

Одно из возможных последствий такой "родительской техники" - удушение ребенка.

Что представляет собой «родительство по Федеричи» также наглядно описано вот в этом материале на английском сайте ВВС: 

http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild.shtml, 

http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild_transcript.shtml   .

Материал содержит текстовую версию (транскрипт) телевизионной программы ВВС с описанием и обсуждением "метода Федеричи". Публикация и соответствующее ВИДЕО, выпущенное ВВС (http://www.films.com/ecTitleDetail.aspx?TitleID=24696&r ), носят характерное название: "Приручение проблемного ребенка" ("Taming the problem child").

В частности, в этой программе показали, как Федеричи применял свои «методы дрессировки» (включая описанное выше «удержание») на усыновленном двенадцатилетнем русском мальчике Сергее (привезенном в США из Петербурга в пятилетнем возрасте).

Вот для иллюстрации два кадра из  фильма "Приручение проблемного ребенка". Они демонстрируют псевдонаучную "холдинг-терапию", осуществлявшуюся (при участии Федеричи)  приемными родителями русского мальчика Сережи для его "правильного воспитания" и "реабилитации":

4817772_Risynok_1193_1_ (302x197, 107Kb)

4817772_Risynok_1194 (302x242, 126Kb)

**********
Мальчик вел себя недружелюбно по отношению к своим приемным американским родителям (даже агрессивно, как они считали). И они обратились за «помощью» к Федеричи. Причем в указанной статье цитируют высказывание Федеричи, где он утверждает, что у таких детей, как Сергей, вообще отсутствует "личность" («identity»). По словам Федеричи необходимо «сломать» эту «безличностную оболочку», чтобы затем «собрать заново». Еще он использует выражение "перепрограммирование" ребенка.

На признание родителей, что "метод" не принес обещанных "улучшений в поведении ребенка", Федеричи отвечает, что родители еще не проявили должной настойчивости. Такой ответ очень характерен для разного рода "целителей"-шарлатанов, которые всегда заявляют, что пациенты сами виноваты, если не выздоровели.

Интересно, что в этой передаче за сирот вступается известный психолог из Великобритании проф. Петер Фонаги (Prof. Peter Fonagi). Вот его слова:

«Меня очень обеспокоило утверждение, что сначала надо разрушить кого-то, чтобы потом снова построить. Нормальный подход к исправлению расстройств поведения – это помочь родителям лучше понять своего ребенка. У этих детей очень нарушена самооценка, понимание того, кем они являются на самом деле. Если же вы постоянно еще больше разрушаете это чувство самосознания в ребенке, то в конце концов это приведет к тому, что ребенок станет еще более депрессивным и впадет в отчаяние».

Этот фильм был заснят в 2001 г., но нет никаких свидетельств, что с тех пор Федеричи осудил свои взгляды и методы (напоминающие методы "промывки мозгов" в тоталитарных сектах и дрессировку собак) и отказался от них. Подобный антинаучный и травмирующий метод рекомендуется для применения и в книге других адептов АТ – Г.Кека и Р. Купеки («Воспитание ребенка-сироты, пережившего душевную травму»), также «услужливо» предлагаемой к бесплатному скачиванию (в переводе на русск. яз.) на сайте Ольги Митиревой.

Тематика: