Прошла татарская секция Рождественских чтений

В храме апостола Фомы на Кантемировской, основанном принявшим мученическую кончину за Веру во Христа отцом Даниилом Сысоевым, впервые прошла татарская секция Рождественских чтений (Вторая православнотатарская конференция)

В ходе конференции православные татары Москвы и их гости выразили удовлетворение начавшимся процессом самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков) и других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам, а также которые учитываются или ранее учитывались в составе татарского народа, развитием православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания. Выразили удовлетворение регулярным проведением Богослужений на татарском языке, а также состоявшейся панихидой по крещёным ханам Великой Булгарии, тюркских государственных образований, Великой Татарской (Монгольской) Империи, Золотой Орды, татарских ханств, орд, княжеств, улусов и высказали твёрдое намерение продолжать их поминовение как крещеных, преставившихся в «надежде Воскресения и Жизни Вечныя». С докладами по данной проблематике выступили протоиерей Максим Обухов, иеромонах Иннокентий Кильдеев, иерей Василий Мухаметшин, иерей Алексей Юсупов, иерей Иоанн Давлекамов, и др. участники.
Татарская православная идентичность ведет свое начало от апостольской проповеди и её развития среди народов – предков татар и других родственных народов, в том числе племён Великой Булгарии, Дешт-и-Кипчака (впоследствии Улуса Джучи, Золотой Орды), Кереитского Ханства и др. Участники конференции высказали твердую уверенность в том, что с тех пор Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось и молитвы Триединому Богу возносились на языках предков татар и других тюркоязычных народов сотни лет. Об этом прочитали доклады потомок просветителя татар отца Василия Тимофеева Сергей Сидоров, ведущий программы «Актуальные христианские комментарии», председатель фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», сопредседатель ассоциации «Христианство и ислам», ведущий эксперт «Византийского клуба» и «Ассоциации православных экспертов» Дмитрий Пахомов.
На сегодняшний день Православие широко представлено в тюркоязычном мире и Богом прославлен сонм святых тюркского и татарского происхождения, хотя судьба тюркоязычных народов сложилась иначе, чем других. Православные татары высказались о том, что являются частью общероссийской политической нации (русской цивилизации), но не отрываются от своих корней и не противопоставляют себя татарам-мусульманам, но всеми силами стараются сохранить язык, культуру, традиции в этническом многообразии нашей земной Родины. Участники секции Рождественских чтений (конференции) также заявили, что необходимо продолжать национальное, культурное, церковное развитие татарского народа. Поддержали все усилия по возрождению молитвенного и литургического татарского языка и призвали православных татар не отказываться от своей национальной идентичности и сохранять свою культуру. Об этом с докладами выступили новокрещёная татарка Файруза, глава «Ассоциации православных экспертов», высший эксперт «Византийского клуба», видный православный политолог, культуролог, политик Кирилл Фролов, потомок прославленного в лике святых расстрелянного в 1918 году вместе с царской семьёй повара святых царственных мучеников и потомок чингисида крымского и касимовского татарского хана-князя, православного политолога Петра Мультатули, который передал приветствие участникам конференции (секции) от экс-директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Решетникова Леонида Петровича.
Участники конференции выразили глубокую благодарность священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и администрации республик Татарстан и других регионов России за признание, понимание и поддержку. Подчеркнули необходимость продолжения развития татарского языка и его диалектов как языка молитвы, сохранение татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, развитие и продвижение, как в Богослужебной практике, так и в быту татарско- кряшенско-нагайбакских и других православных традиций и искусства, в чем выразили надежду на поддержку соотечественников. Об этом высказался руководитель миссионерского отделения Казанской епархии иерей Сергий Титов.
Православные татары призвали к взаимной поддержке и объединению и взаимодействию с православными тюркоязычными народами (гагаузами, чувашами, якутами и др), а также к диалогу с тюркским миром в целом. Кроме того, участники конференции (секции) подчеркнули необходимость более тщательного изучения истории Православия среди тюркоязычных народов и их предков, в том числе изучение и систематизацию сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах. С докладами на эту тему выступили гости из Гагаузии и Молдавии гагаузский священник отец Димитрий Киарогло и советник вновь избранного президента Молдавии Додона – Владимир Букарский, а также другие участники.
Православные татары обратили особое внимание на возможность широкого использования родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей в богослужении и в быту, развитие татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль и др., возможность использования родных имен при крещении, не внесенных в святцы. Наименование крещаемых по святцам есть российская традиция благочестия, но не церковный канон, обязательный к применению, если крещаемый хочет сохранить имя на национальном языке, а выбрать небесного покровителя по своему желанию, что соответствует общепринятой практике в других православных странах. Об этом членом Московской татарской православно-христианской общины Русланом Латыповым был на конференции (секции) показан ролик с крещением татарской семьи
Одним из способов достижения этой цели православные татары считают введение факультативных курсов для семинаристов, владеющих татарским языком, а также встраивание этнокультурного компонента в систему подготовки священнослужителей.
Также православные татары обратились к священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и руководству Республики Татарстан с просьбой поспособствовать и оказать всяческое содействие в возвращении и передаче Русской Православной Церкви исторического здания Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о наших духовных предшественниках, мы хотим, чтобы оно было не просто символом и памятью, но продолжило выполнять своё изначальное предназначение, чтобы в его стенах было возобновлено христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей: кряшен, нагайбаков, чулымцев и других. Возрождённая Казанская центральная крещёно-татарская школа может функционировать в системе православной гимназии с этнокультурным компонентом с интернатом для детей из сельской местности, малообеспеченных детей или детей-сирот.
Православные татары, также попросили священноначалие Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди – хана Берке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам сразу на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову), Евгения Родионова (убит за отказ снять крест) и некоторых других.
Также в работе конференции приняли участие представители кряшенских организаций, много лет добивающиеся кряшенам статуса отдельного народа, они выступили с докладами о том, что кряшены Татарстана находятся в бедственном положении, с ними у других участников конференции – со сторонниками единства татарского народа, завязалась дискусия. Со стороны кряшен выступили так же вне зависимости от юридической стороны вопроса о необходимости воцерковления кряшен ветеран кряшенского движения Фокин Аркадий Васильевич, архимандрит Дорофей и Гергий Абрамов. Дискуссия была жаркой, Рождественские чтения не были скучны. Сторонники выделения кряшен в отдельный народ требовали, чтобы сторонники единства татарского народа называли себя только православными татарами, но не кряшенами, на что была реакция со стороны их оппонентов, что во Христе нет «ни эллина, ни иудея» и что право называться так, как считаешь нужным, есть и у тех, кто одновременно считает себя кряшеном и православным татарином. Данную точку зрения высказали многие участники конференции в своих выступлениях, например, есаул Центрального Казачьего Войска Сергей Сафин, руководитель Московской татарской православно-христианской общины Динара Бухарова и другие.
На конференции (секции) были представлены заслуживающие особого внимания доклады об отношении православных христиан, особенно татарской их части, к «пророку ислама» - Мухаммаду, данный доклад прочитал сын известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известный православный татарский проповедник Давид Амир Садур. Также вызвал пристальное внимание доклад отца Алексия Юсупова о миссии среди китайцев, как один из примеров для миссии среди татар.
Одним из главных моментов конференции было объявление о создании и регистрации православно-татарской церковной общины в Москве как церковной структуры с татарским языком и особенностями православного Богослужения, даже были предложены кандидатуры.