Актуальные проблемы евразийской интеграции

6 февраля 2017 года на территории Смольного Института Российской Академии Образования (г. Санкт-Петербург) при участии Международного Византийского Клуба состоялся международный семинар «Актуальные проблемы евразийской интеграции». Данный семинар – первый среди цепи подобных мероприятий, инициированных Византийским Клубом и Смольным Институтом. Планируется проведение серии семинаров, посвященных наиболее сложным, острым проблемам евразийской интеграции. Цель семинаров – обсуждение ценностных оснований евразийских интеграционных процессов экспертами, учеными и общественными деятелями во имя того, чтобы евразийская интеграция не превратилась в формальную политическую процедуру, отличающуюся духовной бессодержательностью, смысловой пустотой,  отсутствием стратегической перспективы. В семинаре приняли участие известные интеллектуалы Турции и Китая. Среди участников семинара:

  1. Гейдар Мамедович Иманов, академик Российской академии естественных наук, Ректор Смольного института Российской академии образования
  2. Кирилл Фролов, глава Отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, глава «Ассоциации православных экспертов», эксперт «Византийского Клуба»
  3. Пахомов Дмитрий Вячеславович, директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», сопредседатель Международной ассоциации «Христианство и Ислам», эксперт «Византийского Клуба»
  4. Эрол Джихангир, турецкий публицист, известный ученый, директор стамбульской типографии «Библиотека Востока», главный редактор турецкого научно-политического журнала «Туран»
  5. Пан Чан Вей, профессор Китайского Энергетического института стратегических исследований
  6. Акиф Фарзалиев, всемирно известный российский востоковед, издатель работ Льва Гумилева
  7. Субетто Александр Иванович, известный российский социальный философ
  8. Евгений Бахревский, заместитель директора Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, тюрколог
  9. Александр Владимирович Посадский, профессор Смольного института Российской академии образования, эксперт «Византийского Клуба»
  10. Вячеслав Николаевич Валерьянов, писатель, общественный деятель, кандидат технических наук, декан факультета Гражданской безопасности Смольного института Российской академии образования, эксперт «Византийского Клуба»
  11. Дмитрий Александрович Рущин, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ, журналист

В процессе дискуссии Кирилл Фролов указал на ложное противопоставление развития Русского мира и евразийской интеграции. В ходе антироссийской информационной войны предпринимаются попытки противопоставить евразийскую интеграцию формированию Русского мира.  Навязываются ложные подходы, утверждающие, что евразийская интеграция наносит ущерб воссоединению Русского мира, русской интеграции, а с другой стороны, что воссоединение Русского мира, русского народа выступает угрозой исламским народам, кавказским и тюркским, которые проживают в России и в Евразийском Союзе. Это провокация. Интеграционные процессы на евразийском пространстве взаимно дополняют и питают друг друга. Никакого противопоставления этих интеграций, Русской и Евразийской Идей нет и быть не может. Пример взаимодействия русского и чеченского народов в составе единой неделимой России, которая переживает свое православное возрождение и возрождение традиционного ислама, показывает, что расколоть нас не удастся никому. На взгляд эксперта, очень важно правильно позиционировать традиционные религии Китаю как стратегическому союзнику России. Традиционное православие, Русская православная церковь, и традиционный ислам – духовные силы, способные обогатить и содействовать развитию цивилизационного пространства Китая, тогда как идеология ИГИЛ, западные псевдохристианские секты и деструктивные культы, где поощряется гомосексуализм и манипулирование сознанием суть «опиум для народа».

Гейдар Иманов, Акиф Фарзалиев и Вячеслав Валерьянов подняли тему важности современного освещения некоторых аспектов творческого наследия Исмаила Гаспринского. Они подчеркнули, что в работах крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского (1851 —1914) содержится целостная концепции русского национального характера. Он был убежден, что русские обладают «весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами». Именно в этой черте русского характера залог величия России и ее стабильного развития. Мыслитель считал, что русские среди всех народов относятся к другим племенам наиболее гуманно и чистосердечно. «Служащий или образованный мусульманин, принятый в интеллигентном обществе, торговец в среде русского купечества, простой извозчик, официант в кругу простого люда — чувствуют себя одинаково хорошо и привольно, как сами русские, не тяготясь ни своим происхождением, ни отношениями русского общества, так что образованные мусульмане, имевшие случай знакомиться с разными европейскими обществами, наиболее близко, искренне сходятся с русскими людьми», — писал Исмаил Гаспринский в работе «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения» (1881). В этой же работе он утверждает, что естественные границы России во многом определяются развитием тюрко-татарского мира. Выступая в качестве футуролога, он писал, что «в будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы».

В работе «Русско-восточное соглашение» (1896) Исмаил Гаспринский детально разрабатывает концепцию России как Русско-мусульманского мира. Следуя его логике, перед нами целостное цивилизационное образование, находящееся на перекрестке стратегически значимого экономического, политического, культурного взаимодействия стран и народов. Актуально звучат следующие мысли Исмаила Гаспринского: «Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что, кроме верования, все остальное сближает и скрепляет их… Для мусульманских народов русская культура более близка, чем западная. Мусульманин и русский могут еще вместе или рядом пахать, сеять, растить скот, промышлять и торговать: их умение не слишком разнится, но рядом с европейцем мусульманин должен обнищать  и стать батраком, как оно и есть…». Эксперты отметили, что Исмаил Гаспринский – видный стратег православно-исламского и славяно-тюркского союза и единения. Он был убежден, что тюркский и исламский мир – органическая составляющая Великой России. Его наследие нуждается в глубоком изучении, оно востребована в целях развития евразийских интеграционных процессов.

Александр Посадский поднял тему византийского наследия и тюркского мира России. Он подчеркнул, что тюркский мир России также как и русский народ сопричастен византийскому наследию во всей полноте и выступает творческим преемником Византийской цивилизации.   Гейдар Иманов и Эрол Джихангир отметили, что крайне важно исследование и актуализация международной интеллектуальной традиции, разработавшей теорию  славяно-тюркского единения.

Дмитрий Пахомов рассказал о деятельности  Международной ассоциации «Христианство и Ислам», созданной им совместно с Заведующим отделом исламских исследований Института стран СНГ — Сафаргалиевым Ильдаром Фаатовичем. Он высказал мнение о том, что христиан и мусульман связывает между собой значительно больше, чем разделяет, а любые попытки разорвать эту генетическую связь — неизбежно обречены на полное фиаско.

В ходе дискуссии Пан Чан Вей, Александр Посадский и Александр Субетто указали на необходимость развития мощных российско-китайских гуманитарных площадок, где могли бы обсуждаться вопросы ценностного сближения, культурного взаимопонимания России и Китая. Между нашими странами идет мощное сотрудничество в экономической и технологической сферах. Между тем, гуманитарная составляющая наших отношений явно отстает от экономико-технологической. Пан Чан Вей и Александр Посадский указали на важность выделения в русской культуре, православной духовности и шире всей традиционной духовности России общих ценностей с ценностями Китайской цивилизации, выраженными на языке китайской этической философии. На их взгляд, сегодня крайне значимо создание российско-китайского центра исследования ментальности и идентичности наших народов. Пан Чан Вей отметил глубокий смысл визита патриарха Кирилла в Китай, его содействие развитию российско-китайских духовных связей. Он указал на наличие в православной традиции и китайской культуре общих духовных начал. Проясняя тезис Пан Чан Вея, Александр Посадский указал на наличие в творчестве известного китайского философа Мо Ди (ок. 470 — ок. 391 до н. э.) учения о всеобщей любви людей друг к другу («Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город». «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете»), учения о необходимости отказа от завоевательных войн, учения об эгоизме как источнике всех бед, что делает его наследия понятным и близким православным христианам и русской культуре. Без совместных гуманитарных проектов, нацеленных на выявление общих ценностей мы рискуем перестать понимать друг друга при всей интенсивности нашей экономической и технологической кооперации – подчеркнул Александр Посадский. В качестве примера неверного взаимопонимания эксперт указал на некорректную трактовку китайского понятия «боевая нация» («чжаньдоу миньцзу»), применяемого к России в Китае, в ряде российских СМИ. В действительности, речь идет о нации, не проигравшей в войнах, умеющей отстоять суверенитет, обладающей высокими духовными качествами, а никак не об искусственно создаваемом образе агрессивной России в Китае, что неверно утверждают некоторые российские СМИ.

В итоге, участники семинара признали плодотворность обсуждения ценностных оснований евразийской интеграции и выразили желание продолжать работу.

Тематика: