Россия и Таджикистан в 21 веке: ценностные основания стратегического сотрудничества

24.02.2017 в Санкт-Петербурге (по адресу Литейный проспект дом 20), эксперты Византийского Клуба приняли участие в мероприятии, посвященном развитию культурных связей России и Таджикистана. На мероприятии присутствовали представители Республики Таджикистан и Туркменистан в Санкт-Петербурге. Среди участников - почетный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Мухаммадназар Мирзода,  председатель Санкт-Петербургского общественного объединения таджикистанцев «Аджам», кандидат исторических наук Мурод Усманов и др..

В ходе диалога эксперты Византийского Клуба акцентировали внимание на следующих темах:

1  Современный этап евразийских интеграционных процессов, углубление всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан делает актуальным обретение новых форматов взаимодействия между странами.

2  Таджикистан является южным форпостом СНГ и ОДКБ, стратегическим партнером России. Принципиально важно полноценное освещение сложившихся реалий в информационном пространстве России и Таджикистана.

3   Крайне важно анализировать вопросы взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, а также находить решение проблем, возникающих в ходе взаимодействия стран при опоре на силы гражданского общества, интеллигенцию и духовенство двух стран.

4  Значимой представляется миграционная проблема и вопросы поддержки развития русской культуры в Таджикистане. Экспертами Византийского Клуба была высоко оценена роль Таджикистана как страны, содействующей сохранению русского языка и законодательно закрепившей его статус как языка межнационального общения. Факт, что в Таджикистане статус русского языка как языка межнационального общения закреплен на конституционном уровне, нуждается в детальном освещении в российском информационном пространстве. Нельзя забывать, что русскому языку принадлежит стратегическое значение в выстраивании отношений между Россией и Таджикистаном.

5 Крайне важно дальнейшее вырабатывание российско-таджикских общественно-научных связей. Необходимо обрести второе дыхание в развитии гражданской дипломатии, кооперации сил гражданского общества и интеллигенции России и Таджикистана во имя упрочения стратегического партнерства между странами. Экспертами Византийского Клуба была отмечена исключительная и, к сожалению, пока недооцененная роль диаспоральных структур в развитии евразийской интеграции, а также подчеркнуто созидательное значение сил гражданского общества и процессов гражданской дипломатии в формировании евразийских интеграционных процессов.

6 Эксперты Византийского Клуба указали на необходимость совместного противостояния современным глобальным угрозам. Они отметили особую ценность миростроительного опыта Таджикистана в преодолении конфликтов в современных условиях. Ими было указано на  потребность интенсификации евразийских интеграционных процессов как императив времени.

     Работа над укреплением отношений России и Таджикистана – важное направление деятельности Византийского Клуба. В своих выступлениях эксперт Византийского Клуба Кирилл Фролов не раз указывал на необходимость координации и органического сочетания процессов  воссоединения  Русского мира и процессов евразийской интеграции. Он отмечал недопустимость противопоставления Русской Идеи и Идеи Евразийской. На взгляд эксперта, стратегическое партнерство России со странами Средней Азии имеет возвышенную духовную миссию – защиту нравственных прав человека, отстаивание традиционных ценностей перед вызовом их аннигиляции в анонимном пространстве экономической глобализации, отстаивание традиционного образа человека как образа Божия. С позиции эксперта, при развитии отношений России и Таджикистана крайне важно прислушиваться к голосу традиционного духовенства. Духовным послом России в Таджикистане, без которого немыслим диалог наших стран, является архиепископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов) - человек высокой духовной жизни, носитель традиций святоотеческого богословия. Экспертом Византийского Клуба А.В.Посадским в ходе совместных российско-таджикских мероприятий была системно озвучена концепция Русского мира (См.: Глобальный смысл русского вопроса. Тезисы выступления Александра Владимировича Посадского http://www.vrns.ru/society/4202/#.WK3o8jidfUc ,   а также см. - http://www.vrns.ru/experts/4166/?sphrase_id=10130#.WK3rmzidfUc ). Концепция взаимодействия России и Таджикистана, разработанная Византийским Клубом, была неоднократно озвучена президентом региональной общественной организации «Совет по межнациональному сотрудничеству», кандидатом юридических наук Юрием Паламарчуком в стратегическом докладе «Россия и Таджикистан в XXI веке: ценностные основания стратегического сотрудничества». Данный доклад был одобрительно воспринят на  общественно-научной  конференции, посвященной 25-летию государственной независимости Республики Таджикистан, которая состоялась 2 сентября 2016 в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (http://iacis.ru/pressroom/news/sekretariat_mpa_sng/v_tavricheskom_dvortse_sostoyalas_obshchestvenno_nauchnaya_konferentsiya_posvyashchennaya_25_letiyu_gosudarstvennoy_nezavisimosti_respubliki_tadzhikis/). Он был представлен в качестве стратегии 19 мая 2016 года в Санкт-Петербурге на IV международном форуме «Евразийская экономическая перспектива». Стратегический доклад Юрия Паламарчука был опубликован в сборнике докладов «Евразийская экономическая перспектива» под редакцией И. А. Максимцева (http://elibrary.ru/item.asp?id=26450268 Тезисы текста доклада представлены ниже).

Тезисы доклада. Паламарчук Юрий Анатольевич, президент региональной общественной организации «Совет по межнациональному сотрудничеству» Россия и Таджикистан в 21 веке: ценностные основания стратегического сотрудничества

 В настоящее время отношения России и Таджикистана строятся исходя из принципов стратегического партнерства. Такая модель сотрудничества будет устойчивой при опоре на духовное достояние двух стран, осуществлении культурного союза между народами. К сожалению, приходится отметить, что духовно-ценностный потенциал взаимодействия народов России и Таджикистана раскрыт к данному моменту отнюдь недостаточно. А ведь именно духовное достояние является тем неоценимым ресурсом, которое может вывести взаимодействие между странами на новый содержательный уровень стратегической глубины.

   Культурное наследие России и Таджикистана - основание стратегического сотрудничества двух стран. Россия и Таджикистан – страны великого культурного наследия. Именно данный факт может и должен содействовать сближению.

   Сегодня принципиально важно обратиться к истории Таджикистана, где глубоко в древности развивались глобальные сообщества и кооперативные государства, включавшие в себя культурные миры Европы и Азии. В первой половине 1-го тыс. до н. э. на территории Таджикистана существовало древнее государство Бактрия. В VI-IV вв. до н. э.  земля Таджикистана была сопричастна глобальной империи древности – Персидскому государству. В ходе походов Александра Македонского пространство Таджикистана становится неотъемлемой и отнюдь не периферийной частью эллинистической глобализации. Со всем основанием можно говорить о превращении земли Таджикистана в один из важнейших культурных центров Древнего мира. Здесь интенсивно распространяется европейская культура, которая вступает в сложные синтезы с культурными мирами Азии. В III-II вв. до н. э. на территории Таджикистана создается мощное глобальное государство - Греко-Бактрийское царство. Это государственное образование включало наивысшие достижения европейской и азиатской культуры как органические составляющие. Во время своего наибольшего расширения оно охватывало северо-западные земли Индии. На территории Греко-бактрийского царства были осуществлены всемирно известные евроазиатские культурные синтезы (например, синтез греко-буддизма, который привел к  небывалому расцвету искусства на пространствах Азии). В I-III вв. н. э. Таджикистан в качестве активной, фундаментально значимой культурной составляющей  входит в состав огромного Кушанского царства, на пространстве которого проживало 20 % населения Земли (около 60 000 000 человек). Именно территории Таджикистана стали государствообразующим ядром огромной Кушанской империи. В древний исторический период развития земля  Таджикистана воплощала принципы мирного сосуществования народов, межконфессионального мира и согласия. Она представляла собой многоконфессиональное пространство, где были распространены зороастризм, буддизм, манихейство, христианство, а затем к ним добавится ислам. Она являла собой сложнейшее поле экономического, политического, этнического и  культурного взаимодействия.

     На земле Таджикистана исторически дан опыт евразийских объединительных процессов и культурных синтезов. Здесь были расположены великие цивилизационные очаги, имеющие общеевразийское культурное и духовно-объединительное значение. На просторах Таджикистана существовали грандиозные евразийские государства-цивилизации. Народ Таджикистана является наследником великих глобальных сообществ древности, что, несомненно, соединяет историю Таджикистана и России, являющейся наследницей Византийской цивилизации. Византия - глобальное сообщество, страна-цивилизация, объединявшая своей возвышенной культурой миры Азии и Европы. Наличие исторической преемственности с большими евразийскими государствами-цивилизациями, включавшими азиатское и европейское духовное наследие, присуще земле Таджикистана и России, что, несомненно, говорит о структурном сходстве их культурно-исторических путей.

     Сегодня крайне важно обращение к теме исторических истоков евразийской интеграции. Осмысление древнейшего опыта евразийской интеграции может стать опорой, значимым фактором ускорения современных объединительных процессов. Именно глубинный культурно-исторический опыт евразийской интеграции может быть увиден моделью строительства целостного евразийского пространства - Большого Евразийского Мира как Исторического Дома народов Евразии. Пространство Таджикистана и России выступает носителем подобного  опыта. Недаром, страны стали центрами притяжения евразийских интеграционных процессов. От Таджикистана, как мира невероятной исторической глубины, тянутся культурные нити в сторону Ирана и других азиатских и европейских стран и народов. В этой связи углубление отношений России и Таджикистана может быть увидено в ракурсе обращения к самому сердцу Евразийского мира.

   Обращаясь к наследию Таджикистана и России, со всем основанием можно говорить о целостном явлении Евразийского просвещения, имеющем глубинную историческую преемственность, вобравшем начала европейской и азиатской культуры во всей их полноте (нельзя забывать, что Таджикистан - колыбель классического Мусульманского просвещения). Как и Россия, Таджикистан является одним из центров Евразийского просвещения. В стране берет истоки просветительское движение, имеющее общеевразийское значение. Культура таджикского народа впитала духовные достижения Европы и Азии. В Таджикистане эры средневековья осуществляется возрождение древнегреческой интеллектуальной традиции и творческое развитие индийской. Стоит упомянуть о таких великих творческих последователях античного интеллектуализма как Ибн Сина и его последователи (например, Омар Хайям), Рази, Бируни и др.

   Развитие отношений России и Таджикистана сегодня могло бы воплотить принципы ценностной теории евразийской интеграции выдающегося мыслителя России Александра Сергеевича Панарина. Отечественный мыслитель утверждал, что православно-византийская и мусульманская культурные традиции обладают огромными возможностями, раскрыть которые – наша современная задача. Обе традиции способны  преодолевать практику племенной розни, объединять народы высшими ценностями, возвышенными культурными началами. Обе традиции способствовали и способствуют евразийской интеграции, выступая ее духовной основой. Обе традиции направлены на формирование диалога народов во имя обретения согласия и единения, цивилизационного типа общности. Мыслитель указывал на влияние греческого фактора на мусульманскую культуру, что роднит ее с российско-византийской. С позиции А.С.Панарина стратегия    евразийской интеграции заключается в углублении нашей культурной памяти – восстановлении понимания величия и взаимосвязанности культурных достижений евразийских народов.

    Обращение к глубинным историческим пластам наследия России и Таджикистана позволяет увидеть величие и богатство, взаимопроникновение и взаимосвязанность духовного мира двух стран. Оно делает возможным вновь осознать историческую укорененность стратегического сотрудничества народов  России и Таджикистана в мире культурных ценностей.

   В настоящее время  очень важно транслировать подлинный образ таджикского народа в российских СМИ и общественной жизни. Этот образ характеризуется духовной глубиной и величием, воплощением возвышенных ценностей образования и просвещения. России требуется сегодня снова «открыть» истинный образ таджикского народа – носителя высоких цивилизационных и культурных начал, что, несомненно, будит способствовать углублению партнерства между нашими странами.

   В наше время народы России и Таджикистана выступают творческими носителями традиционной духовности, защитниками традиционных ценностей и образов жизни в условиях глобализации. Обеим странам присуще всеохватывающее влияние традиционных ценностей на общественную жизнь. К общим традиционным ценностям народов можно отнести приоритет духовного над материальным, утверждение достоинства  человеческой личности как независимого от социального положения, ценности милосердия и солидарности, возвышенную этику служения и  труда, ценность государственного суверенитета, национального единства и патриотизм. Несомненно, сопричастие великому культурному наследию и традиционным ценностям является основанием взаимопонимания, плодотворного диалога и сотрудничества народов двух стран в процессах евразийской интеграции. Созидательная роль традиционных ценностей, как и творческое осуществление права на культурное наследие, воплощаемые в современной истории народов России и Таджикистана, могут со всем основанием рассматриваться как движущие силы  евразийских интеграционных процессов в целом.

 

 

Тематика: