ЕДИНСТВО ТАТАРСКОГО НАРОДА В ЕГО МНОГООБРАЗИИ

После проведения татарской конференции на Рождественских чтениях мы были наблюдателями всплеска агрессивных нападок на православных татар. Несколько статей в националистических кругах ставили своей целью заклеймить "отщепенцев" и призвать к остракизму. Прошло несколько месяцев, и по всей стране во многих храмах, в том числе главных храмах России – Храме Христа Спасителя и Исаакиевском Соборе – прозвучало чтение пасхального Евангелия на татарском языке. И, что странно, негодующие стали утихать, и против этого активного миссионерского хода Церкви никто не выступил. Стоило бы еще раз попытаться осмыслить происшедшее.

Группа православных татар объявила о своем существовании. Конечно, ни для кого не было секретом, что православные татары были всегда. Они были в советское время, были до революции, были до взятия Казани (что отрицают некоторые пропагандисты-мусульмане) и даже до возникновения ислама в VII веке. Чего хотят православные татары? Собственно, изменения той ненормальной ситуации, когда быть православным – значит якобы отказаться от своих корней. Странно было слышать от людей, считающихся националистами, возражения против использования татарского языка в православном богослужении. Увидеть в их обвинениях логику не удается никак. Небольшое число татар, православных по рождению, или в результате свободного выбора принявшие Православие, хотят в рамках своего вероисповедания сохранить культуру, язык, национальные традиции. В качестве одного из таких средств сохранения культуры и традиций они используют возможности православного богослужения.

Христианство позволяет свободно использовать национальные языки в богослужении, молитве, чтении Священного Писания. Можно ли усмотреть в этом какую-то попытку нанести вред татарскому народу или исламу, число последователей которого составляет полтора миллиарда человек? Будем надеяться, что горячие головы остынут и попробуют разобраться в сути происходящего. А именно, так называемым татарским националистам стоит выяснить некоторые исторические факты и оценить сегодняшние реалии. Татарский народ отличает внутреннее разнообразие. Это и генетическое разнообразие, этнографическое (более десяти субэтносов), широкая географическая распространенность: татары не только живут в десятках регионов, но и являются в них коренным народом с многовековой историей. Одна из особенностей татарского народа – его двуконфессиональность. Это факт, на который нельзя закрывать глаза. Есть моноконфессиональные народы, где абсолютно преобладает одна религия, а есть народы, у которых история сложилась иначе. Например, немцы по вероисповеданию принадлежат к двум конфессиям (католики и лютеране). Осетины, абхазы, аджарцы и некоторые другие – типичные двуконфессиональные народы. Это не плохо, ни хорошо, это просто историческая данность, которая не мешает им жить, развиваться, иметь свои национальные автономии. К двуконфессиональным народам относится и татарский. Почему предки татар принимали христианство византийского образца раньше русских и почему впоследствии многие татары стали мусульманами – оставим это историкам и этнографам.

Важно, что христианские молитвы на татарском языке звучали задолго до рождения Кирилла и Мефодия и не прекращались до сегодняшнего дня. Этот ручеек был то сильнее, то слабее, но никогда не обрывался. Все это – история нашего народа, и этот факт не должен стать предметом для спекуляций. Людям, которые было обрушились с критикой в адрес православных татар, следовало бы не отказываться от своей истории, а охладить эмоции и подумать о реальных проблемах, которые стоят перед народом: нужно не натравливать друг на друга группы татар разных вероисповеданий, а искать пути единства и решения вопроса о сохранении языка и национальной идентичности. Число носителей татарского языка стремительно сокращается, особенно в мегаполисах. Большинство татар - не мусульмане, не православные, не русские, а участники космополитических процессов слияния всех и вся в единую массу без рода и племени. Если часть народа предпринимает усилия для того, чтобы сохранить свой язык, передать его детям через православную молитву, православное богослужение, выбирая именно этот путь, то представители иных мировоззрений должны уважать этот выбор.
Странно слышать намеки на то, что за этим стоит какой-то якобы заговор темных сил, желающих ассимиляции татарского этноса. Хорошо, что критики православных татар несколько уменьшили свои нападки, и то, что на Пасху прозвучало чтение на их родном языке, не вызвало резкой критики. Возможно, это дает нам надежду на разумный подход к взаимопониманию и поиску единства.

М. Булат

Тематика: