7 самых необычных православных храмов

православный храм

У каждого храма есть своя история. Выполняя свою главную задачу — быть домом Бога на земле, где совершаются главные Таинства — храм принимает верующих со всеми скорбями и радостями. И его архитектурные достоинства, равно как и скромные формы, могут повлиять на движения человеческой души, способствуя ее изменению. 

Необычные православные храмы этой подборки были построены с любовью и с верой в Бога — а ведь это самое главное.

1. Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Дубровицы

Считается, что Знаменская церковь в подмосковной усадьбе Дубровицы была заложена в 1690 г. князем Борисом Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Петр Первый с сыном царевичем Алексеем присутствовал при освящении храма 11 (старый стиль) февраля 1704 г. Торжества продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. 
Предполагается, что авторами церкви были итальянские зодчие, приглашенные князем, и, в отличие от строителей Московского кремля, дубровицкие итальянцы не пытались адаптировать храм к русской архитектуре. В результате ими был создан уникальный, единственный в России памятник раннего итальянского барокко конца XVII века. Подобная церковь могла бы органично смотреться в Риме или Неаполе, но видеть нечто подобное среди русских снегов удивительно. Это единственный храм, увенчанный золоченой металлической короной, а белокаменная скульптура снаружи и внутри храма – вещь небывалая для того времени!

2. Церковь Святой Троицы. Остров Ватерлоо в Антарктике

Русская православная церковь на острове Ватерлоо (Южные Шетландские острова) в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен. Высотой 15 метров, вмещает до 30 человек. Сейчас храм является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и является самым южным православным храмом в мире. Южнее находится только часовня св. Иоанна Рыльского на болгарской станции Святой Климент Охридский (остров Смоленск чуть южнее).

3. Церковь трех всадников. Крым, Эски-Кермен

Вырублена на восточном склоне пещерного города Эски-Кермена (что недалеко от Мангупа) в огромном известняковом валуне. имеет два входа и небольшое окно. В восточной части между каменными столбами некогда был деревянный иконостас. На северной стене, над большой, вырубленной в скале могилой сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах, что для пещерных городов Крыма большая редкость. 
На фресках трое всадников, что само по себе тоже не самый обычный мотив. Одни считают, что это Федор Тирон, Георгий Победоносец и Федор Стратилат. 
Но есть также мнение, что это т.с. триединый Георгий «с житем». Под изображением – следы греческой надписи, смысл которой примерно таков: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». 
Храм датируется XII веком, тогда же или в начале XIII выполнена роспись. 
В соседней скале вырублена ризница (кладовая), наверху высечены гробницы.

4. Церковь Владимирской Богоматери. Усадьба Быково Московской области


Уникальный образец русской готики (или псевдоготики) 1789 года. Вроде как авторства Василия Баженова или Матвея Казакова. История уходит в прошлое: в 1704 году Петр I пожаловал имение Быково, на территории, которой сейчас расположена церковь, ростовскому воеводе Иллариону Воронцову «за заслуги перед Отечеством». Воронцов был небогат, владел всего двумястами душ крестьян. О самом Илларионе Воронцове теперь почти никто и не вспоминает, куда больше прославились его потомки.

Правнук воеводы — князь Михаил Семенович — закрепился в истории не только тем, что блестяще себя проявил, будучи наместником царя, но и тем, что именно о нём молодой Пушкин, испытывавший нежные чувства к его красавице жене, написал достаточно злую и несправедливую эпиграмму. Богатый и живший на широкую ногу, граф Воронцов пригласил к себе в поместье главного архитектора России Василия Баженова после того, как в 1775 году Екатерина II посетила Быково и сказала, что оно слишком скромно. 
И архитектор сделал все, чтобы удивить.

5. Храм Распятия Господня. Г. Ленинск-Кузнецкий 

Уникальный каменный храм Распятия Господня на Кузбассе возведен в виде холма по типу храма Гроба Господня в Иерусалиме. На крыше сооружена специальная площадка, на которой установлен пятиметровый поклонный крест из дуба. На площадке одновременно могут находиться около 30 человек, а подняться на нее можно по двум каменным наружным лестницам. Сам храм вмещает около 120 прихожан. Освящен в январе 2009 года.

6. Костомаровский Спасский женский монастырь. Костомарово

В 150 километрах к югу от Воронежа расположена Свято-Спасская женская обитель — один из древнейших русских монастырей, основанный еще до официального принятия христианства на Руси. Здесь находится известная на всю Россию пещера Покаяния — до революции в ней совершалось Таинство исповеди. Большой подземный Спасский храм вмещает до 2000 (!) человек. 
Его своды покоятся на 12 огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. 

До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. До революции в Спасский скит направляли на исповедь самых отчаянных грешников. После 1917 года скит был закрыт, но паломники все равно тайком ездили туда.

Узкие своды пещеры Покаяния, низкие потолки и длинный пещерный коридор, в нишах которого стояли иконы и горели свечи, помогали паломнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету. С каждым шагом потолок становится все ниже. Таким образом, в келью к старцу грешник попадал, согнувшись в глубоком поклоне.

7. Православный храм- вагон. Нижний Новгород

Фото этого примечательного объекта облетело интернет и на западных ресурсах получило название «Soul Train». Адрес православного храма в виде голубого вагона — Нижний Новгород, ул. Медицинская, непосредственно перед поворотом на Щелоковский хутор. Совмещение идей мобильности и стационарности, быта и сакральности в столь небольшом объекте внушают радость и уважение.