В день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары Литургию на месте их убийства в городе Алапаевске возглавил митрополит Астанайский Александр

5 июля 1918 года в шахту в Алапаевске бросили живых людей — Елизавету Федоровну Романову, монахиню Варвару Яковлеву, сыновей князя Константина Константиновича — Игоря, Ивана и Константина, Федора Михайловича Ремеза и племянника княгини Елизаветы Владимира Палей. 18 (5) июля Церковь поминает новомучеников и исповедников российских.

В день памяти святой княгини Елизаветы - рассказ о ней Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) из «Слова в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских» от 18 июля 2005 г. и фотографии Марфо—Мариинской обители до страшных событий, и после восстановления, в котором активную роль играл Фонд Андрея Первозванного.

Она шла за Христом

«Господи, прости им, не знают, что делают!» — была последняя молитва Великой княгини Елисаветы перед тем, как черная бездна заброшенной шахты поглотила ее.

Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и ее душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело ее, аристократку, чужестранку в далекий уральский город Алапаевск, ставший для нее Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по-Божьи? А по-Божьи это был суд человеческий — «за Бога» или «против Бога».

И Великая княгиня Елисавета, бывшая протестантка, принявшая Православие на своей новой Родине, в России, и возлюбившая Православную Церковь и Россию «даже до смерти», ответила злу. Какой бы приговор не вынесло ей разнузданное, обезумевшее зло, она примет его как приговор свыше, как ниспосланную ей возможность делом подтвердить то, что составляло смысл и содержание ее жизни.

Любовь к Богу и любовь к людям была истинно смыслом ее жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И ее крест вырос и преложился в Крест Христов и стал ее наслаждением.

Великая княгиня потеряла супруга, погибшего от злонамеренной руки террориста. Своими руками она собирает то, что осталось от любимого ею человека, и, неся в сердце боль страшной утраты, идет в темницу к преступнику с Евангелием, чтобы простить его и привести ко Христу с раскаянием.

Вся дальнейшая ее жизнь в России стала делом милосердия в служении Богу и людям. Великая княгиня собрала сестричество, устроив Марфо—Мариинскую обитель и служа по примеру двух евангельских сестер всем обездоленным и скорбящим. Она вложила в это дело все свои средства, отдала все без остатка, и сама отдалась вся до конца. Ее любовь к людям возвращалась к ней ответной любовью людей.

Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге — умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей.

В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля — обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени «Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям, — пишет она, — которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок… Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему… Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет». «Полностью разрушена „Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная“.

И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: „Святая Россия“ и Православная Церковь, которую „врата ада не одолеют“, — существует, и существует более, чем когда бы то ни было». Эти слова были написаны ею в преддверии могилы.

«Я… уверена, — продолжает Великая княгиня, — что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит». Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие — голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.

Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут!

И русские новомученики — это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое-дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

* * *

18 июля 2017 года, в день празднования в честь обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в мужском монастыре во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Алапаевске.

Обитель создана на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту великая княгиня Елисавета Феодоровна, великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Константин Константинович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, князь Владимир Палей, а также управляющий делами великого князя Сергея Михайловича Федор Ремез и келейница великой княгини инокиня Варвара (Яковлева).

Главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан сослужили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископы Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, Каменский и Алапаевский Мефодий, Среднеуральский Евгений; благочинный храмов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), наместник Алапаевского мужского монастыря Новомучеников и исповедников Церкви Русской игумен Моисей (Пилатс), благочинный приходов Русской Православной Церкви Заграницей в Новой Зеландии протоиерей Владимир Бойков, секретарь Архиерейского совещания Екатеринбургской митрополии, секретарь епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин (Райников), духовенство, прибывшее с гостями-архипастырями, клирики Екатеринбургской митрополии.

За богослужением молились: настоятельница Свято-Покровского женского монастыря села Колчедан игумения Магдалина (Прожерина), настоятельница Свято-Покровского женского монастыря города Верхотурье игумения Магдалина (Сулеменева), насельницы обителей Екатеринбургской митрополии; княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова — родного племянника Николая II).

Песнопения Литургии исполнили сводный хор духовенства Екатеринбургской митрополии и архиерейский хор Каменской епархии.

Почтить память преподобномучениц Алапаевских прибыли многочисленные паломники из областей России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Была совершена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

На Литургии возносились сугубые молитвы о упокоении приснопамятных благоверных российских царей и цариц, Алапаевских страдальцев и всех православных христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

Проповедь по запричастном стихе произнес епископ Среднеуральский Евгений.

По завершении богослужения состоялся крестный ход к шахте, куда в 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля, живыми были сброшены Алапаевские страдальцы. У памятного креста, установленного у шахты, был совершен молебен, и также исполнена Херувимская песнь, которую, как известно, пели находящиеся под землей мученики в течение нескольких дней, пока не преставились ко Господу. При пении Херувимской митрополит Александр совершил каждение у памятного креста. По прочтении молитвы преподобномученице Елисавете архипастыри, священнослужители и верующие склонили колени перед памятным крестом и возложили к его подножию белые цветы — символ душевной чистоты Алапаевских мучениц, а также символ благотворительных акций, которые осуществляла Елисавета Феодоровна.

Было возглашено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам; жертвователям и благоукрасителям обители; властям, воинству и народу Отечества Российского.

Иерархи окропили верующих освященной водой, после чего митрополит Александр сердечно поблагодарил владыку Кирилла за приглашение приехать на Средний Урал и принять участие в церковных торжествах, посвященных святым Царственным страстотерпцам и Алапаевским мученикам. Глава Митрополичьего округа обратился к собравшимся со словами проповеди, в которой подробно рассказал о жизненном пути преподобномученицы Елисаветы, ее подвигах и страданиях. «Пусть каждый из нас вынесет главный урок из истории, через которую наш народ прошел в ХХ столетии, наполненном страданиями, горем и бедствиями, — жить праведно, свято, верой и правдой служить Богу и людям, всем сердцем любить Церковь Христову и от души трудиться на благо родного Отечества», — сказал в завершение своего поучения архипастырь, после приветствовал всех участников богослужения возгласом «Христос Воскресе!»

В дар обители митрополит Александр передал подарил икону собора новомучеников и исповедников Казахстанских.

Слова признательности за посещение Уральской земли и участие в «Царских днях» в адрес митрополита Александра произнес митрополит Кирилл. 

К архипастырям, духовенству и паломникам обратился епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Владыка поздравил всех с праздником преподобномучениц Елисаветы и Варвары и поблагодарил верующих за осуществленные паломнические труды.

Митрополит Александр ответил на вопросы журналистов телеканала «Союз» и местных средств массовой информации.

По окончании богослужения состоялся концерт, организованный кадетами военного училища.

Митрополичий округ в Республике Казахстан

 

Тематика: