ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ, или кто дал право о. Александру Новопашину оскорблять православных христиан в своей войне против протоирея Владимира Головина?

О травле протоиерея Владимира Головина из города Болгар в последние два месяца не написал разве что ленивый. Мое мнение как простой православной христианки, не облаченной в церковные чины и регалии, наверное, и не нашло бы свое письменное отражение, если бы не последние статьи о. Александра Новопашина и слова поддержки о. Владимиру от … православных христиан Новосибирской епархии, церковное руководство которой единодушно и организованно выступает против бОлгарского священника, запрещает его книги, несмотря на наличие у них грифа Издательского совета Русской Православной Церкви (это ли не противостояние с высшим Священноначалием Церкви?) и пишет жалобы в соседние епархии на тех, кто осмелился не согласиться с позицией известного сектоборца из Новосибирска (как это было в случае с миссионером Максимом Степаненко).

Почему же так происходит, что, несмотря на поток обвинений и административный ресурс Новосибирской епархии, православные христиане не только со всей России, но и из других стран нескончаемым потоком пишут слова поддержки известному проповеднику Головину? Почему православная общественность так единодушно поддержала немолодого священника из маленького городка татарстанской митрополии, несмотря на тот ушат критики и клеветы, который на его седую голову льют представители одной сибирской епархии?

Интерес к этим вопросам на первый взгляд выглядит довольно праздным, но его исследование открывает многие проблемные пятна не только в отношениях между епархиями, но и в отношении священства к простым прихожанам. Возможно, столь активного вовлечения мирян при осуждении любимого ими батюшки не было бы, если бы при публикации своего доклада о. Александр Новопашин столь щедро не полил грязью сотни тысяч православных людей из всех уголков России и за ее пределами. Достаточно даже бегло прочитать «тот самый доклад», чтобы понять, что за неимением реальной вины о. Владимира по большинству пунктов обвинений (самовосхваление, стремление к гуруизму, лжестарчество, коммерческие мотивы молитвы по соглашению, неканоничность этой молитвы и другие), новосибирскому протоиерею приходится постоянно ссылаться на каких-то последователей, которые путают слова «храм» и «обитель», ни в чем не разбираются и слушают многочасовое елейное словоблудие  немолодого человека в рясе (формулировки-то какие!). И если бы в адрес самого о. Владимира не звучали такие не по-православному острые выражения, то можно было бы подумать, что войну о. Александр развязал с этими самыми загадочными последователями, которых, повторюсь, кроме него и его единомышленников никто не видел. А между тем, каждый православный христианин, который-таки слушает эти проповеди, да еще и смеет молиться не только на литургии, но и келейно, принимает, и не может не принимать, эти слова на свой счет. Ведь это именно его называют адептом и последователем, именно его заклеймили глупым неофитом вне зависимости от наличия богословского образования и срока литургической жизни, это именно его после посещения молебна с каноном о болящем и дальнейшим елеепомазанием считают пациентом с намеком на отклонения в развитии, наконец, это на него теперь знакомые и родственники, которые знали о том, что он молится акафистами по соглашению, смотрят как на сектанта/раскольника/еретика (нужное подчеркнуть). С каким усердием о. Александр и его последователи повторяют слово «головизм» и «головинцы». Эта тема достойна, пожалуй, отдельного исследования с применением контент-анализа, а пока можно всего лишь продемонстрировать это суждение скриншотом одной из статей с сайта собора, настоятелем которого является протоиерей Новопашин.

Статья о тех самых головинцах с сайта собора Александра Невского, настоятелем которого является о. Александр Новопашин

Обвинители о. Владимира или не интересуются, или сознательно избегают признания того факта, что люди, которые решили явить постоянство в молитве, знают о том, что это немыслимо без участия в таинствах, осознают, что их молитва не является альтернативой литургии, наконец, понимают, что Господь дает просимое тогда и так, когда и как это будет полезно именно для них.

О. Александр Новопашин и служители его церкви отчего-то не понимают, что называя людей адептами и упрекая их в решении понести молитвенный труд перед Богом келейной молитвой, лишь отдаляют себя от образа священнослужителей, действующих на благо Церкви и православия. Ведь не только священники и архиереи сейчас задаются вопросом о том, какое количество людей, сделав первый шаг к храму после проповедей о. Владимира, сделали два назад после доклада о. Александра. Мирянам это тоже понятно. Они-то на примере членов своих семей и родственников как никто другой отчетливо видят решение бросить молитву, потому что «такая молитвенная практика выглядит сомнительной и вызывает множество вопросов», становятся свидетелями разочарования в Церкви и образе священнослужителя, который, как ни крути, но должен быть примером для прихожан, в том числе и в риторической плоскости. А получается, что редкие некорректные слова, сказанные отцом Владимиром, вызвали несравнимо больший поток сквернословия, едкости и осуждения от о. Александра и его сторонников. В целом, борцы с Церковью могут поучиться у о. Александра и его сторонников оскорблять православных христиан. Так, в последней статье их называют и неким низшим сортом православных христиан, и последователями некого головизма. Вообще сторонники новосибирского священника очень умело используют лингвистические манипуляции, методы навешивания ярлыков и другие непотребные упражнения, свойственные, скорее, представителям желтой прессы, нежели священнослужителям.

Пример навешивания ярлыков на сторонников о. Владимира с сайта

Ведь понимает же о. Александр, что для введения в оборот выражения «головизм» должно быть основание в виде некого, отличного от учения Церкви, учения о. Владимира Головина, подхваченного массой людей и признанного Русской Православной Церковью  как ересь. Но оснований для этого нет, поскольку даже при отличии мнения о. Владимира от мнения других священнослужителей по частным вопросам, не касающимся догматики, нет возможности говорить о некоем УЧЕНИИ протоиерея Головина. При этом сторонники о. Владимира могут совершенно не совпадать с ним в этих частных вопросах, но ценить его проповеди за трогающие душу рассказы о церковных таинствах, литургической жизни и т.д. Но новосибирские священники и их сторонники готовы закрывать на это глаза, чтобы лишний раз оскорбить тех, кто посмел публично защищать о. Владимира, теряя при этом и людей в своих приходах.

Комментарий прихожанки Собора Александра Невского

Ведь тот же анализ слов сторонников о. Владимира и сторонников о. Александра о многом говорит! Анализ сообщений сторонников протоиерея Головина в социальных сетях пока что выявляет их христианское отношение к терпению клеветы, а «группы поддержки» новосибирского священника – исключительно ехидством и упражнением в скабрезности слов о болгарском проповеднике и его духовных чадах.

Комментарий с сайта Аналитического центра Василия Великого

Иллюстрация к последней статье, в которой молящихся по соглашению называют «низовой частью» головизма.

На мой взгляд, действия о. Александра и служителей его храма выявляют и еще одну важную проблему современной Церкви - отношение к тем, кто помимо духовенства составляет Тело Христово, к прихожанам. У молодых священников, которые с задором и неправославным азартом сейчас стремятся линчевать протоиерея Головина, нет памяти о временах, когда храмы стояли пустыми, когда на воскресной службе было не более 10 человек в густонаселенном городе, наконец, когда приходы едва сводили концы с концами из-за отсутствия пожертвований и треб. К слову, сама молитва по соглашению в Свято-Авраамиевском храме г. Болгар в 90-е годы начиналась с соборного прошения средств на покупку угля и отопления храмовых помещений. Почему сейчас у, ЯКОБЫ, «догматически выверенного» о. Александра Новопашина, сектоведа Александра Дворкина и их друзей отсутствует понимание того, что  знание истории Церкви и догматических вопросов необходимо для христианина, но зарождает и укрепляет веру в сердце человека Слово, сказанное с любовью, которое способно побудить человека сделать первый шаг ко Христу и Литургии? Неужели опыт Римской католической церкви с ее инквизиторским опытом, начинавшимся с малого, ничему не учит? Неужели новосибирская епархия готова смириться с тем, что в результате развернувшейся кампании по дискредитации о. Владимира Головина люди, которые только начали посещать храмы, бегут из них на радость дьяволу? Ведь именно он сейчас получает дивиденды от происходящего в виде человеческих душ, потерявших уважение к Церкви из-за действий ее служителей.

Страшно представить, какой травле в новосибирской епархии сейчас подвергаются прихожане, которые молятся по соглашению, и в отличие от о. Александра и его подчиненных не считают акафисты материалом для чтения и формальной молитвой!

Безусловно, можно сказать о том, что все происходящее это проверка веры православных христиан, сталкивающихся с оскорблениями и поношением, что искушения полезно претерпеть и «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное», но нельзя не вспомнить и евангельскую истину: «невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17:1). 

Напоследок хочется задать несколько наиболее важных вопросов, которые уже не раз звучали в большинстве православных приходов России в последние два месяца:

  • кто дал право о. Александру Новопашину оскорблять православных христиан, которые хотят молиться и не считают акафист «легким чтением» и альтернативой Литургии?
  • на основании какого документа сайт собора Александра Невского в г. Новосибирске пишет статьи о «головизме» как некоем сложившемся еретическом учении?
  • каким моральным или иным законом служители новосибирской епархии оправдают себя на Страшном суде за поношение братьев и сестер во Христе, преданности Богу, сила и глубина веры которых им неизвестна?