Диалог христианина и патриота России: о нашем народе и о подлинном христианском патриотизме.

Диалог христианина и патриота России: О нашем народе и подлинном патриотизме.

Патриот: Как и ты, я почитаю миссионерский подвиг покойного священника Даниила (Сысоева). Идея Небесного гражданства конечно очень актуальна для христиан. Только она никак не противоречит патриотизму. В этом моменте отец Даниил ошибался. 

Христианин: Сперва объясни, пожалуйста, что ты называешь «патриотизмом»? 
Патриот: Патриотизм — это родолюбие, любовь к своему роду. Как писал свт. Лука Войно-Ясенецкий: «Патриотизм — это любовь к своей Родине и своему народу. Патриотизм — это активное и благожелательное участие в исторических событиях, определяющих судьбы народа» [1].

Христианин: Мы призваны любить только свой народ? А как же другие народы?
Патриот: Истинный патриотизм чужд национального превозношения и шовинизма. Как хорошо сказал свт. Николай Сербский: «истинное родолюбие ни в коей мере не подразумевает ненависти к соседям» [2]. Разумеется, христиане призваны любить всех людей, но свой народ — любить особенно. Поэтому правильнее будет сказать, что патриотизм — это преимущественная любовь к своему народу.

Христианин: Преимущественная любовь христианина к своему народу без чувства неприязни к другим народам без сомнения является добродетелью.

Патриот: Воистину так. Патриотизм — христианская добродетель!

Христианин: Рад нашему согласию. Теперь ответь, а какой народ ты считаешь своим? 

Патриот: Мой народ — это Россия. Народ — Победитель в Великой Отечественной войне! Именно русский народ, живущий по всему миру, я люблю и готов защищать его от врагов!

Христианин: Неожиданно. Тебе должно быть известно, что народ, к которому принадлежат христиане, называется иначе. В последовании Таинства Венчания мы слышим: «И узриши сыны сынов своих: мир на Израиля» (ср. Пс.127:6) [3]. И в молитве после Причастия: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лук.2:29-32) [4]. Вспомни, что Новый Завет обещан только Израилю (см. Иер.31:31-34). И в Евангелии Господь Иисус Христос именуется вечным Царем Израиля (см. Лук.1:33). Тебя не смущает тот факт, что Христос царствует над Израилем, а ты причисляешь себя к России? Как можешь ты именовать Христа своим Царем, если состоишь в другом народе?

Патриот: Мне известно, что Церковь иногда называют «Новым Израилем». Например, священник Даниил Сысоев писал: «Новый Израиль — Вселенская Православная Церковь - ведет своих чад мимо мелей и подводных скал мира сего» [5]. Насколько мне известно, когда русский человек входит в Церковь, он становится членом Нового Израиля и наследником Нового Завета. И может называть Христа своим Царем.

Христианин: Но если русский человек вошел в Новый Израиль (Церковь), то он должен быть патриотом именно этого народа, не так ли? 

Патриот: Так. Мы должны быть патриотами Нового Израиля, оставаясь при этом патриотами России. Ведь вхождение в Церковь не выводит человека из России. У христиан образуется как бы «двойное гражданство». Небесное и земное. 

Христианин: Ты должен знать, что твое утверждение о наличии «двойного гражданства» у христиан противоречит Священному Писанию. Валаам в пророческом Духе прозрел Новый Израиль и изрек об этом народе следующие слова: «С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис.23:9). Как видишь, члены Церкви не входят в состав других народов, ибо их имена записаны на Небесах (см. Лук.10:20). Иначе получится нелепость, что сами христиане восплачут в День Пришествия Христа: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Матф.24:30). Если христиане продолжают числится в составе своих земных племен, то и они воплачут, ибо «не может нарушиться Писание» (Иоан.10:35). 

Апостол Павел, описывая присоединение язычников к Новому Израилю, использует образ маслины: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями» (Рим.11:16-17). «Дикая маслина» — это уверовавшие язычники. Они привились на место «отломившихся ветвей» - отпавших неверием иудеев. Прежде чем привить ветку, ее прежде необходимо срезать с дикого куста. Об этом апостол упоминает далее: «если ты ОТСЕЧЕН от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине» (Рим.11:24). Блаженный Феофилакт, толкуя это место, прямо говорит об отсечении уверовавшего от своего народа: «ты, язычник, которому по естеству сродно зло и который имеешь предков, подобных дикой маслине, отсечен от них верой, и, что было не в природе твоей, привит к хорошей маслине, то есть к патриархам...» [6].

Патриот: Ты хочешь сказать, что мы отсечены от России?

Христианин: Суди сам: мы с тобой имеем предками дикую маслину, то есть советских и российских безбожников. Когда мы с тобой крестились к конце 1990-х, то были, по слову Писания, «отсечены» (Рим.11:24) от них и привиты к Новому Израилю. Ныне мы уже не можем принадлежать двум народам одновременно, как не может одна ветвь маслины принадлежать сразу двум кустам. 

Патриот: Твои доводы убедительны. Однако меня смущают слова свщм. Михаила Чельцова, в которых я усматриваю исповедание «двойного гражданства»: «В Церкви Божией, действительно, нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, т.е. нет различения по племенам и разным цензам; но иудей, как и эллин, в ней так и остаются с их принадлежностью к известному народу…» [7]. 

Христианин: Данные слова отец Михаил писал прежде 1917 года. В то время считалось, что уверовавший от России не отсекается, ибо русский народ в полном составе пребывает в Церкви. Ныне ситуация изменилась. Воцерковленных христиан в РФ по статистике не более 5 %. Русская Церковь и Россия — сейчас это два разных народа. Поэтому ныне уверовавший «отсекается» (см. Рим.11:24) от народа РФ.

Патриот: Допустим, я действительно отсечен от нынешнего России и привит к Церкви. Что воспрещает мне по-прежнему любить русский народ преимущественной любовью и активно участвовать в его судьбах? 

Христианин: Воспрещает заповедь Духа Святого, говорившего устами Псалмопевца Давида: «стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и ЗАБУДЬ народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс.44:10-12). Согласно традиционному святоотеческому пониманию «Царица в Офирском золоте» — это Церковь, собранная Христом из язычников. Смотри, как свт. Иоанн Златоуст толкует это место: «Он сам родил Церковь крещением и сам сделал ее невестою Своею. "Слушай, Дщерь, и смотри"... Послушай, говорит, слов Моих, посмотри на чудеса и дела Мои и внимай увещаниям. Какую же заповедь дает Он ей прежде всего? "Забудь народ твой и дом отца твоего". Так как Он избрал ее из язычников, то прежде всего заповедует отвергнуть это родство, забыть о нем, исторгнуть его из души, не только бежать от него, но и не вспоминать о нем. "Забудь народ Твой и дом отца Твоего". Словами: "народ" и "дом" пророк выражает все, там у них происходящее, и жизнь и учение» [8]. 

Патриот: Весьма удивлен такому толкованию отца нашего, Златоуста. Выходит, Господь повелевает нам забыть Россию?

Христианин: Выходит так. По выходе из купели святого Крещения русским христианам первым делом необходимо отвергнуть родство с безбожно-криминальной Россией и отказаться от участия в ее судьбах. Необходимо прекратить плач и ностальгию по СССР. Забыть всё, что там у них происходило: и жизнь и все их лжеучения: монархизм, коммунизм, либерализм, национал-патриотизм и др. Только в этом случае «возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:12). 
Патриот: Отвергнуть, забыть, бежать — говоря проще, нам надо возненавидеть Россию? 
Христианин: Возненавидеть лжеучения и безбожный образ жизни русских не означает возненавидеть их самих. Мы научены отличать грех от грешника.

Патриот: Можем ли мы продолжать любить русский народ?

Христианин: Ты сам прежде сказал, что «христиане призваны любить всех людей, но свой народ — любить особенно». Членов своего народа, Нового Израиля, странствующих по земле и торжествующих на Небе, мы любим более других и благотворим им более других, как учит нас тому Св. Писание: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). А Россия и другие языческие народы для нас — на втором месте. 
Патриот: Я слышал, что священник Даниил Сысоев запрещал любить Россию.

Христианин: Это неправда. Вот как он учил: «Мы с вами граждане Вселенской Церкви. На первом месте у нас интересы всемирной православной Церкви, а на втором месте — интересы России. Россия исчезнет. Мы должны заботиться о России, но о Всемирной Церкви мы должны заботиться больше, потому что это наша мать, в которой мы будем жить в вечности» [9]. Таким образом, отец Даниил учил нас правильно расставлять приоритеты.

Патриот: В чем же должна заключается забота христиан о России?

Христианин: Прежде всего в расхищении этого народа для Царствия Небесного. Когда Петр и Андрей ловили рыбу, Иисус Христос позвал их так: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф.4:19-20). Этими словами Господь ясно уподобил мир сей шумному морю, земные народы — морским обитателям, а христиан — их ловцам. Из чего понятно, что странствующие в РФ христиане должны стараться наловить для Бога как можно более русских людей. Делать это можно только находясь вне русского народа. 

Патриот: Почему?

Христианин: Внимай Евангелию: «Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег» (Матф.13:47-48). Итак, ловцы Христовы вытаскивают людей из их племен на «берег», под которым необходимо разуметь твердое основание, то есть Церковь. Чтобы это делать и сами ловцы должны пребывать на «береге». Кто думает, что состоит в своём «морском» народе и активно участвует в его «морских» судьбах, тот очевидно не пребывает на «берегу». Как бы ты назвал людей, которые имеют постоянное обитание с рыбами на глубинах морских? 

Патриот: Утопленники. 

Христианин: Ты сказал. Христианин, который причисляет себя к своему земному племени и активно участвует в его судьбах, подобен утопленнику. Такой никого не сможет спасти для Бога, но сам нуждается в спасении. 

Патриот: Твои доводы заставляют меня серьезно усомниться в своем патриотизме. Однако вряд ли ты решишься отрицать тот факт, что особая любовь к единоплеменникам всё-таки присутствует в нашей природе. Хорошо об этом писал свт. Николай Японский: «патриотизм — чувство естественное, вложенное Творцом в природу человека, как чувство птицы к своему гнезду, оленя к своему стаду. Религия только освящает его, углубляет и укрепляет» [10]. 

Христианин: Патриотизм в данном смысле вообще не является христианской добродетелью. 

Патриот: Почему?! 

Христианин: Не может быть названо христианской добродетелью то, что постоянно делают все язычники. «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). Все язычники любят жену, детей, родное племя. Святитель Николай правильно написал, что эта любовь естественна для всякой плоти. Вот как об этом сказано в Писании: «любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29). Можем ли мы ожидать от Христа особой награды за то, что кормим свою жену и одеваем на нее шубу? Не так ли поступают и язычники? 

Патриот: Теперь я понимаю, что естественную любовь к своим по плоти в принципе нельзя считать христианской добродетелью. Раньше я об этом не задумывался. Какой же патриотизм может быть назван подлинно христианским?

Христианин: Только преимущественная любовь к своим по духу веры. «Отныне мы никого не знаем по плоти» (2Кор.5:16), — учит апостол. Вспомни, что в Крещении христиане получили второе рождение «от воды и Духа» (Иоан.3:5). Верующие «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:13). Наше плотское рождение ничтожно по сравнению с духовным. Чтобы мы не забывали об этом, Иисус Христос даже повелел нам отказаться от земных отцов: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9). В этом есть подвиг. Играйте в игровой автоматам бук оф ра по ссылке https://igroviye-avtomati-online.com/book-ra/

Патриот: Ты слишком радикально понимаешь данную заповедь Спасителя.

Христианин: Сравни с толкованием свщм. Киприана Карфагенского: «Итак, кто уверовал во имя Его и соделался сыном Божиим, должен и начинать с того, чтобы принесть благодарение и исповедать себя сыном Божиим, назвавши Отцом Бога; должен с самого начала своего возрождения свидетельствовать словами, что он отказался от земного и плотского отца и стал знать и иметь одного Отца, Который на небесех, по Писанию: «говорит об отце своем и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, [левиты], слова Твои хранят и завет Твой соблюдают» (Втор.33:9). И Господь в Евангелии своем заповедует нам не называть отца на земле, потому что у нас один Отец на небесах (Матф. 23:9). Также ученику, который упомянул об умершем отце, Господь сказал в ответ: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Матф.8:22). Тот сказал, что отец его умер, тогда как Отец верующих жив» [11].

Патриот: Толкование свщм. Киприана гораздо более радикально! 

Христианин: Так и есть. Теперь ты сам видишь, что мы не можем признавать советских предков и говорить о них «это наши отцы и деды», «это наша история». Признающий их не имеет права называть Бога «Отцом». Ведь советские отцы умерли, а Отец верующих жив. Предоставим мертвым погребать своих мертвецов на патриотических шествиях, посвященных 9-му мая. А сами обратимся к Отцу живому и истинному. 

Патриот: Отвергнуть родных отцов и дедов — в чем же тут подвиг? Не могу понять. 

Христианин: Христианский подвиг заключается в оставлении своего родства ради Бога. 

Вспомни, как оставил свое родство с допотопным родом праведный Ной, когда, послушав Бога, построил ковчег (см. Быт.6:22). Оставил родство праведный Евер, который отошел от нечестивых строителей Вавилонской башни. Оставил родство праведный Авраам, когда исполнил призыв Бога: «пойди из земли твоей, от родства твоего» (Быт.12:1) и сделался отцом всех верующих (см. Рим.4:11). Оставили родство левиты, когда, откликнувшись на призыв Моисея «кто Господень, - ко мне!» (Исх.32:26), прошли с мечами по Израильскому стану, поражая «каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх.32:27). За этот подвиг Бог даровал этому колену священство первого Завета. Оставили родство Раав блудница и Руфь Моавитянка, которые ради Бога Израилева вышли из своих языческих народов. Эти праведные женщины традиционно понимаются как прообраз Церкви, собранной из язычников. «Раав есть прообраз Церкви, некогда оскверненной демонским блудодеянием, а ныне принявшей соглядатаев Христа — апостолов» — пишет свт. Иоанн Златоуст. [12]. Оставили родство апостолы Христовы: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Матф.19:27). Оставили родство православные монахи, наши преподобные и святители. 

Все они оставили родство ради Бога, будучи движимы Духом усыновления, Которого Отец Небесный послал в их сердца, как написано: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал.4:6). И все они праведны в глазах Всевышнего. 

Патриот: Почему Дух Сына побуждает праведных оставить родство?

Христианин: Потому что Сын Божий так поступил, когда сошел на землю. Из-за ревности к Богу, Иисус Христос стал для неверующих иудеев как Чужак, Пришелец, Самарянин из одноименной притчи. «Ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс.68:8-10) — говорит Сын устами пророка Давида. Таким образом, отвержение родства ради Бога — это подвиг Сына в воплощении. Логично, что именно к этому подвигу побуждает святых Дух Сына. 

Патриот: Иудеи считали Христа Чужаком — это верно. Но не Он их. Обрати внимание, с какой любовью Сын Божий продолжает говорить о них: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:37-38). Апостол Павел ради своих по плоти и души не пожалел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян...» (Рим. 9:3). Разве данные слова Св. Писания не допускают и не освящают патриотизм как преимущественную любовь к своим по плоти?

Христианин: Ровно наоборот. Данные примеры полностью опровергают такой патриотизм. 

Патриот: Почему?

Христианин: Потому что сразу после упомянутых слов Христос отринул Своих неверующих сродников: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:38). И принял как Своих обратившихся к Богу иноплеменников, как написано: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною» (Рим.9:25). Из иноплеменников Он составил Церковь, которую возлюбил преимущественной любовью, очистил и освятил баней водною (ср. Еф.5:25-26). Сторонники плотского патриотизма учат прямо противоположному: «мы должны принять своих по плоти, даже если они идут против Бога». 

Патриот: Действительно, вывод прямо противоположный. 

Христианин: Аналогично и апостол Павел, подражая Христу, отверг иудейский народ и принял уверовавших язычников. Апостол ставил родство по плоти очень низко. Сторонники плотского патриотизма, напротив, ставят родство по плоти весьма высоко. 

Патриот: Так и есть. 

Христианин: И только патриоты Нового Израиля (Церкви) в точности подражают Христу и Павлу. Они отвергают родство с неверующими сродниками и принимают как своих уверовавших иноплеменников. Православный африканец для них свой, а русский язычник для них чужой. 
Патриот: Теперь я ясно вижу, что только такой патриотизм соответствует Священному Писанию и Преданию. 

Христианин: Воистину так, возлюбленный. 

Патриот: Что я приобрету, если, подобно ради Бога отвергну родство с Россией и стану ревностным патриотом нашего народа, Нового Израиля?

Христианин: Ты совершишь подлинно христианский подвиг и будешь праведен в глазах Всевышнего. Через такой поступок откроется, что Бог благоволил открыть в тебе Сына Своего, Иисуса Христа (ср. Гал.1:15-16) и исполнил тебя Духом Сына (ср. Гал.4:6). Только выйдя из России ты сможешь приобрести для Царствия Небесного много русских людей. Чем явишь к этому народу подлинную нелицемерную любовь. Аминь. И слава Богу за всё. 

Конец первого диалога.

1. Архиепископ Лука. Из откликов на вторичное награждение Святейшего Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени // ЖМП, 1952, № 12).
2. Святитель Николай Сербский (Велимирович). О сербском патриотизме
3. Благодарственная молитва по святом Причащении. Азбука.ру. https://azbyka.ru/molitvoslov/blagodarstvennye-molitvy-po-svyatom-pricha...
4. Последование Таинства Венчания. Азбука.ру. https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb10.shtml
5. Священник Даниил Сысоев. Секты и ереси паразитирующие на православии.
6. Блж. Феофилакт Болгарский.
7. Свщм. Михаил Чельцов. 
8. Свт. Иоанн Златоуст. 
9. Даниил Сысоев. Аудио-беседа. О внешней молитве.
10. Св. Николай Японский "Дневники" 7 (20) августа 1909.
11. Свщм. Киприан Карфагенский. О молитве Господней.
12. Иоанн Златоуст, О покаянии.

Тематика: