Семьеведение: опыт Пензы

Вокруг каждой новости о предмете «Семьеведение» в интернете неизменно разгорается бурная дискуссия. Одним из первых регионов, где проект «Семьеведение» успешно развивается, стала Пензенская область. Мы решили посмотреть, как проходят уроки и как претворяется в жизнь региональная инициатива, не продиктованная сверху. Рассказывает Ольга Зябко.

Первое место, которое мне показали сотрудники Института регионального развития Пензенской области – младшая группа детского сада № 149 «Город детства».

– А у ваших мам много дел дома? – задает вопрос воспитательница.

– Да, – отвечает младшая группа.

– А что мамы делают дома?

– Готовят!

– Ребята, а вы помогаете своим мамам? – бодро спрашивает детей воспитатель. Трогательные трехлетки громко отвечают «да».

Все поют песню и делают печенье. «Мамочка-мамочка, мы тебе поможем», - поют дети.

Приходят две мамы, приносят большой таз теста, дети с энтузиазмом начинают лепить: беспроигрышный вариант, это занятие любят все дошкольники. Мамы раздают формочки – в этой группе случайно оказались почти одни девочки, рассказывает заведующая детским садом на 400 мест.

Комплекс расположен в новом районе Пензы – кругом стоят аккуратные желтовато-коричневатые домики, не слишком высокие по московским меркам. В середине детский сад – и он непривычно большой. Спрашиваю директора комплекса, хорошо ли, что в садике столько детей сразу, у моего сына, говорю, в садике всего три группы и все дети между собой знакомы. «А у нас начальство старается строить комплексы побольше», - отвечает Татьяна Борисовна. В комплекс, который рассчитан на 400 мест, пришлось взять 500 детей, поскольку район новый, и здесь живут в основном молодые семьи с маленькими детьми. Пензенская область – очень небогатый регион, без крупного производства, а в самой Пензе, по словам местных жителей, функционирует только кондитерская фабрика. Зарплаты учителей варьируются от 8 до 14 тысяч рублей, а новый район, где расположен садик, считается довольно престижным.

На «День семьи» в садик приходят родители. «Для нас это было просто спасением», – говорит одна из мам, закончив раздавать детям тесто для печенья, – я столько всего начиталась про садики в интернете, что боялась дочку отдавать в сад. А оказалось, что можно прийти в группу и посмотреть, как у них тут дела. Я всегда с радостью прихожу и во всем участвую». Правда, как рассказали воспитатели, в самую младшую группу родители не приходят – иначе дети начинают плакать и проситься домой.

– Этот пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик — мама, этот пальчик — папа, а этот пальчик – я и вместе мы одна семья, - перечисляет воспитатель, — наши пальчики теперь стали гибкими и подвижными, и давайте теперь мамы нам расскажут, что же мы будем делать с тестом, — начинаю понимать, почему родители стремились отдать детей именно к этому педагогу. Занятие продуманное, и голос у человека приятный (помню, что в детстве это было очень важно).

Занятие больше напоминает мастер-класс для детей в модном московском месте, чем обычные занятия в садике. Дети увлеченно лепят, предварительно рассказав из чего сделано тесто, а мы идем в другую группу. После занятия все произведения уносят на кухню и пекут, а после пьют чай.

Девочка показывает мне красивую уточку.

– Это мама твоя? – спрашиваю про стоящую рядом молодую женщину.

– Да, – говорит.

Начинаю разговор с мамой.

– Вы часто приходите?

– Да, очень часто. Прихожу, как это называют воспитатели, на открытые уроки. Нам очень это нравится, потому что можно посмотреть, как дети общаются, тут же все иначе, чем дома – мне интересно, - рассказывает она, - первый месяц у нас был день мам, потом был день пап. То есть приходили папы, чинили здесь мебель и с детьми тоже общались. А еще бабушки приходили, и тоже проводили занятие. Если честно, я прямо «за».

Следующий урок «Дня семьи» - о профессиях, воспитатель спрашивает детей о профессиях их родителей. «А мой папа работает кислой грушей», - говорит один малыш. Группа логопедическая, в ней 16 человек вместо обычных 30, из них всего две девочки. Когда начинается занятие, воспитатель рассказывает стишок о профессиях и спрашивает у детей. После вводной части слово дают пришедшей в группу маме. Воспитатель представляет ее: – Это Анна Николаевна, она бухгалтер. Мама Семена рассказывает о незаметной, но всем необходимой профессии бухгалтера. Семен сияет гордостью в течение всего выступления, а в конце детям раздают игрушечные деньги.

– Что будете покупать? – спрашиваю я,

– Тоботы хочу купить, – не раздумывая отвечает мальчик.

После посещения трех групп спускаемся в кабинет заместителя заведующей.

– Самое главное, что мы видим результат нашей работы. Вот родители один раз к нам пришли, посмотрели, а в следующий раз их уже не надо уговаривать – они уже сами хотят прийти, – сказала Светлана Васильевна Расторгуева за чаем, – у нас рядом спортивная школа, поэтому многие дети профессионально занимаются спортом, например, у нас есть девочка Вика, она занимается художественной гимнастикой, а папа у нее — культурист. Детям ведь интересно живое общение, мы все это знаем, поэтому, когда папа занял первое место в Поволжском регионе – он приходил в садик и все его поздравляли с победой.

Разговор переходит на разные темы, стараюсь выяснить детали проекта уроков «Семьеведения» из первых уст – от Елены Федоровны Купецковой.

 

Пей пиво – живи красиво

– Спохватились, наконец, обратили внимание на семью. А то в 90-е у нас только было «пей пиво – живи красиво», – говорит Светлана Васильевна.

– Вы посмотрите, что в стране-то творится, дети то убивают друг друга, то с крыш прыгают. Суициды, – поддерживает Елена Федоровна. Когда спрашиваю о том, какие Елена Федоровна видит плоды своего труда, она рассказывает:

– У меня вот был такой случай. Мы делали «День семьи» в одном из садиков и позвали туда родителей детей. В общем, пришли родители одного ребенка, пообщались с детьми, папа помог нам посадить какие-то деревья. А потом эти родители рассказали, что, когда их позвали поучаствовать, они в тот момент собирались разводиться, а потом пришли домой и решили, что не будут. Вот это, я считаю, результат. Самая такая позитивная история за те годы, что мы организуем эти уроки.

Курс по предмету «Семьеведение» был издан в 2012 году, и последующие 6 лет Купецкова не сидела сложа руки – для воспитателей Пензы и Пензенской области регулярно проводятся семинары повышения квалификации и круглые столы. Сам курс расписан по урокам – за продуманность курса воспитатели благодарны, некоторые из моих собеседниц помнят, как было сложно, когда подобного пособия у них не было.

После перерыва идем в другие группы, в одной группе «День семьи» посвящен семейным традициям – одна из мам принесла в садик семейную реликвию. В книге с потертым коричневым переплетом – рецепты прабабушкиных блюд. Мама с дочкой рассказывают о том, что все в семье любят готовить, как и прабабушка из Молдавии, и регулярно пользуются книгой, которая лежит под рукой в кухне. В этой же группе рассказывают о давних временах, когда детей в семьях было много, а игрушек мало – и о том, что кукол приходилось шить своими руками. Воспитатель рассказывает о старинной кукле мяшке, которую подвешивали над колыбелью как современный мобиль.

Воспитание сказкой

Для тех родителей, которые не участвуют в «открытых уроках», специалисты детского сада читают несколько коротких лекций. Психолог ведет кружок для мам «воспитание сказкой». Мамы садятся вокруг нее в круг и рассказывают о том, как придумывали вместе с детьми сказки. Следующей выступает музыкальный работник, которая дает советы, как придумать программу на день рождения своего ребенка. Родители слушают с интересом, после чего дети показывают танцевальные номера.

После посещения первого садика в новом районе Пензы, едем вместе со Светланой Васильевной в более старый детский сад. Спрашиваю, отпускают ли в Пензе детей одних во двор – и узнаю, что и в небольшом провинциальном городе жизнь изменилась со времен детства. В городе много машин, детей во двор не пускают, а основную часть своей жизни они проводят не за игрой в лапту во дворе, а в садике или в школе. Светлана Васильевна – веселая душевная женщина – вспоминает детство в деревне. «Приходили поздно домой и шубу ставили, потому что она стояла уже от грязи, – рассказывает она, – а вспоминается это как самое счастливое время жизни. Сердце кровью обливалось, когда пришлось продать дом в деревне после смерти мамы, а делать нечего, может, другие люди будут жить, иначе он бы просто развалился».

Во второй детский сад № 143 попадаем к началу утренника. Сразу обращаю внимание на детей – заинтересованные лица и горящие глаза. Сажусь в зале и продолжаю наблюдать: среди зрителей много младших школьников, все ждут начала с заметным нетерпением. Малыши рассаживаются на сцене и готовятся к выступлению, рассматриваю замысловатые костюмы – некоторые девочки одеты в национальные костюмы с красивой вышивкой, мальчики в косоворотках. Все как-то начинает складываться в общую картину – и точно, в актовый зал быстрой походкой входит музыкальный руководитель в таком же замысловатом костюме из голубой материи. «А вот и харизматический лидер», – думаю я.

Спектакль оказывается по народным сказкам, причем русские, еврейские, мордовские и чувашские мотивы причудливо переплетены в одну историю. Между сценами спектакля дети поют песни, а голубые костюмы оказываются еврейскими – Ирина Эдуардовна Бориско сшила их для исполнения народного танца под веселую песенку на идише. Но об этом я узнаю уже за чаем после спектакля. Как и о том, что для каждого спектакля Ирина Эдуардовна придумывает новую историю, каждый раз разную.

Есть человек, и есть все

– Вот говорят, что незаменимых людей нет, – начинает Ирина Эдуардовна, переводя дух после утренника – но я вот так не считаю. Вот видите, сшила эти костюмы детям, три ночи потратила. Красиво ведь, правда? Или вот Елена Федоровна Купецкова, не было бы без нее ничего, а вот есть человек, и есть все, что вы видите, правда ведь? – спрашивает она, а я соглашаюсь, потому что именно об этом и размышляла весь тот день в Пензе.

Ольга Зябко

Фотографии предоставлены
детским садом №143 «Город детства»
и садом №149 города Пензы