Мед обрет яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши

Руслан Ткаченко

Хочу поздравить нетривиальным способом всех христиан в моей ленте с праздниками Святой Троицы и Святаго Духа. Давайте я подарю вам проповедь. Почему-то мне кажется, что под так углом вы праздник Пятидесятницы ещё не рассматривали.

Отправной точкой для нас будет первая паремия праздника Святой Троицы, на которой зачитывается отрывок из Книги Чисел. В Синайской пустыне Бог повелел Моисею отобрать семьдесят старейшин, на которых «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.» (Числа, 11,16-17) И чуть далее по тексту: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать…» (Числа, 11, 25). В этом тексте мы видим прямую параллель с сошествием Святого Духа на учеников Христа, где даже количество старейшин (семьдесят) вызывает стойку ассоциацию с апостолами. Копнём дальше этот текст и узнаем, что открывает нам эта незаслуженно забытая паремия.

Напомню, что было до и после обозначенного отрывка. Моисей с народом уже год ходил по пустыне. Народ Израиля, похоже, ещё не понимал, в какую историю он вляпался. Вероятно, они надеялись, что вот-вот из-за поворота появится Земля Обетованная, однако вместо этого появился Господь и повелел праздновать Пасху в пустыне сейчас и ежегодно. Подозреваю, что для евреев это прозвучало, примерно, как современный анекдот: «Милый, я пошла к соседке на пять минут, а ты каждые полчаса помешивай бульон». По крайней мере, после этого в моисеевом стане начались волнения. Люди стали роптать, что вот в Египте у нас и мясо и рыбка были, а тут уже год жуем эту манну: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и чеснок, а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших»(Книга Числа 11:5,6). Моисей взмолился Богу, мол за что мне такое перепало. В ответ на эти стенания Бог и повелел собрать семьдесят старейшин. Пообещал Он и мяса, но таким тоном, что лучше было бы евреям остаться без мяса: «Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: «кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте», то и даст вам Господь мясо, и будете есть, не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: «для чего было нам выходить из Египта?» (Книга Числа 11:18-20). 

И вот, сошёл Господь, и почил Дух на старейшинах, и сразу после этого: «Поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров (наибольшая мера сыпучих тел, 220 литров); и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт‐Гаттаава (Гробы похоти), ибо там похоронили прихотливый народ. (Книга Числа 11:31-34).

Наверняка многие, кто читал про дары Святого Духа, которыми были наделены апостолы и первые христиане, мечтал о подобных чудесах. Действительно, весьма соблазно, узнав про неспящих, неедящих, в будущее смотрящих, языки знающих и всех лечащих Святых желать себе такого же. Однако грозный отрывок из Книги Чисел предупреждает нас: Земля Обетованная, по мнению многих толкователей – прообраз Царства Небесного. Там и только там мы получим прямое общение с Богом, а значит и весь комплект духовных даров. Время нашего странствия по земле – это странствие в пустыне, где манна небесная – достойное и достаточное пропитание для наших душ. История церкви полна примеров, когда человек получал такие дары, но не справился с гордыней, прельстился и погиб. Особенно это важно понимать нам, ибо ещё первые христиане пророчествовали, а святые последних времён подтверждали, что нам не дано будет обладать такими дарами.

«Мед обрет яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши» (Притч. 25:16)