«КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ ПАТРИАРХАТУ НУЖНО УКАЗАТЬ ЕГО РЕАЛЬНЫЙ СТАТУС В ПРАВОСЛАВНОМ МИРЕ»

С конца прошлой недели в Московском Патриархате за богослужениями приостановлено поминовение патриарха Варфоломея, также приостановлено сослужение с архиереями Константинопольского Патриархата и участие представителей Русской Церкви в структурах, возглавляемых представителями Фанара (небольшого стамбульского района, где находится резиденция Константинопольских патриархов).

На страницах сайта Телеканала «Царьград» уже разбирались возможные перспективы сложившейся ситуации, причем как на Украине, так и во всеправославном масштабе. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мнение по этому вопросу известного православного пастыря и проповедника, автора выходящей на нашем канале ежедневной программы «Святая правда», клирика храма Святителя Василия Великого подмосковного села Зайцево, протоиерея Андрея Ткачева.

Отец Андрей, Вы много лет служили на Украине, а потому Вам проблема украинской автокефализации, призванной разрушить единство Русской Церкви, прекрасно известна, об этом Вы не раз говорили в своей программе «Святая правда». Но сейчас хотелось бы затронуть вопрос чуть шире: к чему может привести синодальное решение о приостановлении отношений с патриархом Варфоломеем? И почему, несмотря на его антиканонические действия, это пока все-таки не разрыв, но именно приостановление?

 

 www.globallookpress.comВарфоломей I (Патриарх Константинопольский). Фото: www.globallookpress.com

    

 

Да, я думаю, происходящее касается всего Православного мира, поэтому сегодня нужно ждать реакции не только от Константинопольского Патриархата. И вместе с тем мне видится очень правильным постепенство в этом вопросе.

Потому что, если поступать в духе средних веков, то это сразу будут взаимные проклятия, анафемы и все. В то время каждый безапелляционно верил в свой статус хранителя истины. Но из истории мы научились, что такие резкие шаги не приносят пользы в долговременной перспективе. Именно поэтому сегодня нужна постепенность.

Но вместе с тем нам нужно свести ситуацию в Православном мире к реальному, фактическому положению Константинопольской кафедры среди Поместных Церквей. Они до сих пор живут исторической иллюзией, доброй памятью о временах великой древности — до падения Константинополя. Конечно же, никакого «прокурорского надзора», никакой функции «высшего арбитража» во всем Православном мире у них больше нет и быть не должно.

Да, когда-то права Константинополя как столичного города Империи Ромеев (Византии) давали Константинопольскому Патриархату определенные привилегии в отношении других Восточных Церквей. Да, в X веке мы получили веру именно от Константинополя.

Однако уже давно с лихвой искупили это своей исторической ответственностью за весь Православный мир. Мы воевали за болгар и за сербов, мы в течение столетий в буквальном смысле кормили Восточные Церкви, включая Константинопольскую. То есть мы сполна отплатили им за ту великую миссию.

Но что мы, Русская Церковь, можем ждать от того же патриарха Варфоломея, а также от предстоятелей других Поместных Церквей, приняв это решение?

Конечно, мы не можем не ждать от них перемен. Но перемены без толку — это только от бесов. Конечно, на людей, облеченных архиерейским саном, оказывается внешнее влияние, они находятся под действием различных и вместе с тем зачастую разнонаправленных сил.

Тем не менее у каждого из них есть и страх Божий, и ответственность за свою паству, на их живые души действует Божия благодать. Более того, у многих Поместных Церквей есть такие же претензии к своим раскольникам, как у Русской (один из наиболее значимых примеров — неканоническая «Македонская православная церковь», самовольно отделившаяся от Сербской — ред.).

И если сейчас Константинопольский Патриархат присвоит себе прецедентное право, создав прецедент «высшего арбитража», дающего что хочешь, кому хочешь. Это означает, что вся православная экклезиология (богословско-каноническое учение о Церкви и ее границах — ред.) будет перечеркнута, и появится аналог папства.

А это значит, что Константинопольский Патриархат впадет в римо-католическую латинскую ересь, против которой когда-то боролся. Вообще, Вам не кажется, что в последние столетия Фанар неуклонно отдаляется от Православия?

Да, такая тенденция просматривается. Более того, в истории последних столетий, находясь под турками, Константинопольские патриархи бросались то в папистские крайности, то в крайности протестантизма, с папизмом воевавшего. Там было немало патриархов, которые по части догматической чистоты мышления оставляют очень много вопросов. И в новейшей церковной истории это и календарный раскол, спровоцированный Фанаром, и поддержка советских обновленцев.

 

 www.globallookpress.comФото: www.globallookpress.com

    

 

При этом в самом Константинополе, в самом Стамбуле в 1920-30-х годах была самая настоящая чехарда патриархов, и в этой чехарде, в этой сомнительной галерее самых разных личностей мы вдруг слышим многоголосую полифонию, этакий партесный гимн в честь придуманных привилегий, в честь выдуманного «примата» как «первенства власти». Причем если вспомнить святых Константинопольских Патриархов, которые почитаются и в Русской Православной Церкви (а их было очень много), то никто из них не выступал с таких авторитарных позиций.

Конечно, это апостасийное явление («апостасия» — отступничество от христианской истины — ред.). И то, что недавно было принято решение позволить священникам дважды жениться, находится в этом же самом ряду. При этом они постоянно что-то такое в одностороннем порядке вытворяют — что-то отменяют, что-то принимают, и все это пытаются «нахлобучить» на всю Церковь. И тут же вдруг предъявляют свои претензии.

Эти граждане Турции, сидящие на маленьком пятачке земли под владычеством то султаната, то светского турецкого государства, имеющие практически всю свою паству за океаном, усвоили о себе очень странное мнение. И лично меня неадекватность этого поведения просто поражает.

Спрашивается, где вообще Христос в этом самомнении?

Тем не менее «легаты» восточного «папы», константинопольские «экзархи» из полураскольнических «УПЦ в США» и «УПЦ в Канаде» уже прибыли в Киев и заявили, что процесс украинской автокефализации — «на прямой, которая движется до финишной линии». К чему это может привести? Дрогнет ли часть нашей канонической Украинской Православной Церкви?

Дрогнет. Часть дрогнет. Там часть уже давно дрожит на низком старте. Но, конечно, никакого мира это не принесет. Дело в том, что вообще все расколы — это такие коллекторы, это отстойники, они имеют свойство собирать внутрь себя всю церковную грязь. Всех иуд, расстриг, двоеженцев, блудников, извращенцев. И эти "экзархи" соберут вокруг себя такой же коллектор. Это будут хозяева мусорных коллекторов.

А каноническая Украинская Церковь устоит?

Она останется сильной, она утвердится и очистится, она воссияет в качестве исповеднической Церкви. Лучшие качества Украинской Церкви проявятся в ее исповедниках, терпеливых стоятелях в вере. И это будет просто, ведь два «ассенизатора» приехали. Они, сами того не зная, никого не соберут, кроме тех, кто и так уже является «плавающей фракцией».