ДЕСЯТКИ ГОРОДОВ И 12 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ: ГРАНДИОЗНЫЙ МОСКОВСКИЙ ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЗАВЕРШИЛСЯ В СТОЛИЦЕ

В московском концертном зале «Зарядье» завершился XVIII Московский Пасхальный фестиваль. Он шел две недели, за это время в 22 городах России выступили десятки коллективов, начинающие артисты и именитые музыканты.

Сводная афиша фестиваля состояла из четырех программ: симфонической, камерной, хоровой и звонильной.

Художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра путешествовали по российским городам на специальном Пасхальном поезде, маршрут которого протянулся на 12 тысяч километров по городам: Москва, Тверь, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Набережные Челны, Альметьевск, Самара, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Рязань, Курск, Тула, Брянск, Смоленск. Состав из 17 вагонов стал «домом» для артистов Мариинки на все 16 дней фестиваля, за которые коллектив дал 28 концертов.

На протяжении всего тура симфонической программы, во многих городах коллектив давал по два концерта в день — дневной (благотворительный) и вечерний. Дважды концерты прошли в Казани, Омске, Тюмени, Самаре, Нижнем Новгороде. Кульминацией благотворительной программы по традиции стал общедоступный концерт в Москве на Поклонной горе, 9 мая, в День Победы. Выступление собрало порядка 300 тысяч слушателей. В концерте принял участие Денис Мацуев (фортепиано).

Выступления Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышли за рамки концертных залов и в регионах. Во второй раз коллектив выступил на автомобильном заводе ПАО «Камаз» в Набережных Челнах. Концерт состоялся в производственном цеху завода в обеденный перерыв и собрал 3500 работников, музыкантов города и ветеранов. Еще один необычный концерт в производственном формате состоялся на площадке Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Выступление посетили работники и ветераны ГАЗ, семьи сотрудников и жители города — около полутора тысяч зрителей.

Сложилась традиция посвящать фестивали юбилеям композиторов, 18-й сезон прошел под знаком 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Петровича Мусоргского. Сочинения этих величайших русских композиторов прозвучали в Москве и в регионах России.

Ярким акцентом приношения Николаю Римскому-Корсакову стал московский дебют труппы Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток) — на сцене концертного зала «Зарядье» была показана опера «Царская невеста» в постановке Приморской сцены Мариинского театра (режиссер — Вячеслав Стародубцев, сценография и костюмы Петра Окунева, видеохудожник — Вадим Дуленко). В спектакле приняли участие солисты и хор Приморской сцены Мариинского театра, за пультом Симфонического оркестра Мариинского театра находился Валерий Гергиев.

В хоровой программе в этом году поучаствовали 20 хоровых коллективов из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), Республики Беларусь, Болгарии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Греции, Швеции и Литвы.

Торжественное открытие хоровой программы состоялось 29 апреля в Москве, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В открытии программы приняли участие Московский синодальный хор, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова и Хор Мариинского театра.

Выступления хоровых коллективов с большим успехом прошли не только в Москве, но также в Вязьме, Раменском, Твери, Егорьевске, Муроме, Коломне, Ростове Великом, Зарайске, Электростали, Сергиевом Посаде, Александрове, Серпухове, Туле, Дмитрове.

В хоровой программе приняли участие: Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), Хор Сретенской духовной семинарии (Москва), Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, Московский синодальный хор, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова (Москва), Камерный хор «Древнерусский распев» (Москва), Ансамбль солистов «Русская рапсодия Оркестра имени Н.П. Осипова» (Москва), Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, Хор мальчиков и юношей хорового училища имени А.В. Свешникова (Москва), Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), Камерный хор «Нижний Новгород», Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора, Хор «Ваня Монева» (София, Болгария), Вокальный ансамбль «Акусто» (Каунас, Литва), Эстонский национальный мужской хор (Таллин), Шведский мужской хор «Сванхольм Сингерс» (Лунд), Хор девочек «Про музыка» (Ньиредьхаза, Венгрия), Пражский филармонический детский хор (Чехия), Детский хор «Кантилена» (Патры, Греция).

К хоровой программе Московского Пасхального фестиваля присоединилась Приморская сцена Мариинского театра, где 2 мая прошел большой хоровой концерт с участием Сводного хора Приморской митрополии, Симфонического оркестра и Хора Приморской сцены Мариинского театра. Дирижировал Павел Смелков.

В благотворительной программе XVIII Московского Пасхального фестиваля состоялись десятки хоровых концертов, которые прошли в образовательных и социально-реабилитационных учреждениях Москвы и Подмосковья.

В камерной программе прошли выступления ведущих солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Концертные программы включали в себя арии и дуэты из мировых оперных шедевров, известные вокальные сочинения, русские романсы, песни военных лет. Художественный руководитель Академии Лариса Гергиева провела серию открытых вокальных мастер-классов. Выступления прошли в Тихвине, Пскове, Сестрорецке, Уфе, Москве, Химках, Суздале, Владимире, Гусь-Хрустальном, Плесе. Впервые в гастрольном маршруте участников камерной программы появился Ишимбай и Звездный Городок. Всего прошло 20 акций. Все концерты камерной программы состоялись на благотворительной основе.

В звонильной программе поучаствовали более 40 профессиональных звонарей из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Рыбинска, Сергиева Посада, Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода, Пскова, Самары, Великого Новгорода, Петрозаводска, Владикавказа, Анапы, Ростова-на-Дону, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Томска, а также из Республики Беларусь (Минск, Калинковичи), Латвии (Рига), Германии (Марбург).

Состоялись 43 концерта колокольной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Истре, Звенигороде, Костроме, Пскове, Калуге, Владикавказе, Риге и городах Финляндии: Хельсинки, Новом Валааме, Котке, Лаппеенранте. Все выступления по традиции носили общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих звонильную программу Московского Пасхального фестиваля.

В 2019 году звонильная программа также расширила свою географию: добавились новые храмы-участники в Пскове, Калуге, Владикавказе, Хельсинки и Риге. Общедоступные концерты колокольной музыки прошли на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая Красную площадь, Таганку, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, Сокольники, Музей-заповедник «Коломенское» в Москве, а также собор Успения Пресвятой Богородицы в Звенигороде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, кафедральный собор великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе, кафедральный собор Рождества Христова в Риге, Успенский кафедральный собор в Хельсинки.

«Считаю правильным не только приезжать в регионы с концертами, но и создавать там филиалы, чтобы питать созидательную театральную культурную среду, — отметил маэстро Гергиев, худрук и директор Мариинки на пресс-конференции, посвященной фестивалю, в столичной мэрии. Он сообщил, что в соответствие с Указом Президента России до 2023 года будут открыты четыре новых культурных центра — во Владивостоке, в Севастополе, Калининграде и в Кемерово — сердце Сибири. В каждом из них будут работать: театр оперы и балета, хореографическое училище, филиал Центральной музыкальной школы (ЦМШ) и высшая школа театрального и музыкального искусства, а также — филиалы крупнейших музеев страны. — Создание четырех национальных культурных центров — это весомое историческое начинание».

Илзе Лиепа, народная артистка России, основательница и руководитель Русской национальной балетной школы в интервью журналу «Международная жизнь» подчеркнула: «Московский Пасхальный фестиваль — это грандиозное событие, глубинные смыслы которого — просвещение, воспитание, прежде всего, молодого поколения. Я занимаюсь с молодым поколением в танцевальном творчестве, поэтому для меня бесценно то, что я услышала на пресс-конференции, многое взяла себе на заметку. Когда привлекается столь серьезное внимание государства и силы поддержки, чтобы пропагандировать высокие образцы русской духовной культуры, — это не может быть не замеченным молодежью. Казалось бы классическая музыка — для зрелого поколения, — это не так. Даже если молодежь не придет непосредственно и не услышит эту музыку, хотя Валерий Абисалович делает много концертов для детей, для молодых военных, — даже, если просто будет информация по телевизору, что такое существует, — наступит когда-нибудь момент, и молодежь пойдет на эти концерты. Это, я уверена, будет тем зерном, из которого мы можем вырастить настоящую Россию».

XVIII Московский Пасхальный фестиваль прошел при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.