Об отношении Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к семейному образованию и программе «Классические беседы»

В адрес Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, поступают запросы, касающиеся христианского семейного образования и программы поддержки семейного образования «Классические беседы» и ее оценки Комиссией. В связи с этим Комиссия считает необходимым пояснить следующее.

Прежде всего, следует отметить, что Патриаршая Комиссия положительно оценивает развитие в России семейного образования. В частности, в документе Комиссии «Не хорошо быть человеку одному…» (Быт. 2, 18): православный взгляд на семью и проблемы современности», Комиссия отметила:

«Важное значение имеет поддержка образовательных усилий семьи. Необходимо помнить, что именно родителям вручено самим Богом попечение о воспитании и обучении их детей, связанные с этим права и обязанности. Усилия православных христиан направлены как на защиту приоритетных прав родителей в этой сфере, так и на поддержку труда родителей в деле обучения детей. Важную помощь семье в этом отношении оказывают православные детские сады и школы, а также объединения родителей, решивших давать своим детям семейное образование».

В ходе торжественного заседания, прошедшего 10.03.2016 г., Комиссия обратилась к Межсоборному присутствию Русской Православной Церкви, рекомендуя ему уделить особое внимание содержанию данного документа. На том же заседании были одобрены Комиссией рекомендации Круглых столов, посвященных поддержке семейных клубов и семейного образования, и проведенных с участием Комиссии в Общественной Палате РФ. В рекомендации Круглого стола по семейному образованию, прошедшего 20.11.2015 года, указывается:

«Семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями. … Участники Круглого стола убеждены, что семейное образование оказывает существенное положительное влияние на общество в целом. Оно не только отвечает всем требованиям к современным формам обучения, но и создает уникальные возможности для укрепления семьи и связей между поколениями, традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни. Семейное образование содействует повышению педагогической культуры родителей, возвращает семье присущую ей осознанную ответственность за воспитание и образование своих детей, вызывает к жизни различные формы самоорганизации семей. По данным зарубежных исследований, семейное образование также способствует передаче следующим поколениям ценностей многодетного образа жизни, тем самым содействуя демографическому развитию общества. Все эти стороны семейного образования полностью отвечают приоритетам, заявленным в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».

В утвержденном тем же заседанием Комиссии ее обращении к епархиальным комиссиям и ответственным за семейное служение им рекомендовано в своей деятельности опираться на резолюцию Направления «Христианская семья – домашняя церковь» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений[1]. В указанной резолюции отмечается:

«Перспективным направлением работы по возрождению семейных ценностей можно считать также развитие поддержки на уровне приходов, а также православных семейных клубов и центров, семейного образования, как одной из форм обучения детей, предусмотренных законодательством и создающих хорошие возможности для плодотворного христианского воспитания и образования ребенка в верующей семье».

Все эти решения Комиссии, принятые в ходе торжественного заседания 10.03.2016, были утверждены резолюцией Святейшего Патриарха.

В соответствии с российским законодательством, семейное образование является одной из форм получения образования и обучения вне образовательных организаций (ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ»), полностью равноправной со школьным обучением. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ст. 44 ч. 3 п.п. 1 и 2) дает всем родителям без исключения право выбрать семейное образование для своих детей.

При семейном образовании выбор используемых учебных материалов и пособий, содержание обучения определяются родителями ребенка. При этом, в соответствии со ст. 44 ч. 1 Федерального Закона «Об образовании в РФ», родители несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Таким образом, семейное образование является доступной для родителей альтернативой традиционному школьному обучению в силу действующего российского законодательства. Патриаршая Комиссия считает эту ситуацию отвечающей правам родителей и положительно оценивает ее.

Обращаем внимание на то, что семейное образование, как отдельная форма обучения, имеет свою специфику, серьезно отличающую его от школьного обучения. Нередко специалисты по школьным формам общего образования не обладают достаточной компетентностью для оценки подходов и материалов, используемых в семейном образовании.

Как уже было отмечено, действующее российское законодательство считает семейное образование полноценной альтернативой школьному обучению. У Церкви нет причин выступать против такого положения вещей, поскольку оно полезно с точки зрения семейной политики и сохранения традиционных семейных и нравственных ценностей, передачи православного миросозерцания молодым поколениям. Выбор формы получения образования, формы обучения, включая обучение в конкретной школе или вне школы – это право родителей, предусмотренное законом.

При этом нет оснований беспокоиться о наполняемости школ, в том числе и православных гимназий, поскольку выбор семейного образования – это осознанное решение, связанное с серьезными хлопотами, и значительными усилиями со стороны родителей, направленными на обучение детей. В этой связи семейное образование на практике выбирают родители существенно менее 1% детей школьного возраста, что практически не сказывается на общероссийской ситуации в сфере образования.

Говоря конкретно о программе «Классические беседы», Комиссия считает необходимым отметить следующее:

Данная программа не является образовательной программой в смысле, предусмотренном Федеральным законом «Об образовании в РФ», и не позиционирует себя в качестве таковой[2]. Программа специализируется на оказании содействия родителям, воспользовавшимся своим правом и выбравшим для своих детей семейное образование, предлагает им материалы и пособия, которые они, по своему усмотрению, могут использовать при самостоятельном обучении своих детей дома. Ряд материалов программы разработан российскими авторами. При использовании зарубежных первоисточников, они серьезно адаптируются с учетом российской культурной специфики. Программа дает хорошие результаты, имеются многочисленные положительные отзывы родителей, пользующихся подготовленными в ней материалами.

Утверждение критиков о том, что «создатели программы позиционируют ее как аффилированную с Русской Православной Церковью», не соответствует действительности. На сайте программы[3] прямо указывается, что она «не является церковной программой, не имеет официального отношения к Русской Православной Церкви, кроме того, что большинство родителей-участников наших сообществ, инструкторов и директоров сообществ (как и 70% граждан нашей страны) исповедуют Православие».

Программа является частной разработкой и позиционируется именно в качестве таковой. Критика в отношении “коммерческого характера” программы вызывает удивление. Материалы программы и участие в ней, действительно, предоставляются на платной основе. Это не скрывается, не нарушает действующего законодательства и не является какой-либо проблемой. Услуги предоставляемые программой, в этом отношении, ничем не отличаются от услуг платных частных школ (в том числе платных православных гимназий), за тем исключением, что обучение здесь осуществляется родителями, которые в программе получают лишь содействие и консультативную помощь. Участие в программе – это собственный выбор родителей. Программа не позиционируется как бесплатная, никто не вводится в этом отношении в заблуждение.

Материалы программы «Классические беседы» предназначены для родителей, официально не позиционируются как православные, не предназначены для использования в образовательных организациях и их образовательной деятельности, не носят катехизического характера. Специалисты-богословы, изучавшие пособие «Классическое христианское образование в доступной форме», сжато излагающее основные концепции, положенные в основу программы, установили, что в нем нет ничего вступающего в противоречие с православным догматическим богословием и мироощущением, и не содержится идей, которые могли бы быть квалифицированы как сектантские.

Вызывают удивление и упреки в адрес разработчиков программы в том, что они поддерживают связи с неправославными христианами из других стран. Разработчики программы, действительно, ведут широкую общественную деятельность, поддерживая рабочее общение с людьми разных взглядов, включая и представителей неправославных христианских общин, участвуют в различных конференциях и мероприятиях, которые не всегда имеют православную направленность. Однако мнение, что православные люди не должны общаться и сотрудничать в различных областях с людьми иных убеждений, не вправе выступать на любых мероприятиях, кроме строго православных, не выдерживает никакой критики.

Как неоднократно указывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, все православные христиане, живущие в современном обществе, должны осознавать насущную необходимость отстаивания и утверждения ценностей Евангелия Христова в современном обществе. Этому “должны содействовать диалог и сотрудничество всех, кто именует себя христианами”[4].

То же касается и сохранения и возрождения традиционных семейных ценностей, защиты прав семьи и родителей. Пример подобного сотрудничества не только с христианами, но и с представителями других вероисповеданий являет нам участие Русской Православной Церкви в работе Межрелигиозного Совета России, председателем которого является Святейший Патриарх Кирилл, и который не раз официально выступал в защиту семейных ценностей и прав родителей[5].

В современном мире есть вопросы, которые мы можем решать лишь сообща с представителями иных конфессий, при этом не сглаживая догматические разногласия, существующие между ними и Православной Церковью. Решение таких проблем, как защита брака и семьи, базовых нравственных ценностей, прав семьи и родителей, в том числе в области образования, невозможно сегодня в мировых масштабах без определенной меры сотрудничества и обмена опытом с представителями иных, отделенных от Церкви, христианских общин. Не случайно Русская Православная Церковь традиционно участвует в работе международных Всемирных Конгрессов Семей, а Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл направляет свои первосвятительские приветствия их участникам.

Председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи и сотрудники Комиссии также регулярно встречаются с общественными деятелями, занимающимися защитой семьи, жизни и прав родителей, в том числе и представляющими другие христианские общины, с интересом знакомится с их опытом, успехами и неудачами. Такой обмен информацией очень полезен всем сторонам. Не случайно в последние годы ведущие радикальные антисемейные организации стали открыто обвинять своих противников в связях с Русской Православной Церковью и в том, что они находятся под нашим влиянием. Вряд ли стоит уподобляться им и осуждать все те рабочие контакты, которые в международных масштабах поддерживают со своими зарубежными коллегами наши, российские, в том числе православные общественные деятели. Такого рода рабочее общение не имеет ничего общего со сглаживанием догматических разногласий и противным духу православной веры экуменизмом. Оно не дает никаких оснований обвинять православных христиан, участвующих в таком сотрудничестве, в поддержке неправославных взглядов и убеждений.

При этом необоснованные обвинения, связанные с такого рода сотрудничеством, регулярно направляются в адрес иерархов Русской Православной Церкви, включая и самого Святейшего Патриарха. Неразумные страхования тех, кто их распространяет, не имеют ничего общего с подлинной ревностью о православной вере. Здесь уместно напомнить разве что о тех доносах, в которых не особо умные и глубокие ревнители в свое время обвиняли русского педагога К. Д. Ушинского в «неблагонадежности» и «безбожии». Несостоятельность подобного образа мысли должна быть очевидной для всякого благоразумного православного человека.

Тот факт, что Ирина Шамолина и Алексей Комов трудятся на общественных началах в Патриаршей Комиссии не имеет никакого отношения к программе «Классические беседы». При этом, в качестве специалистов по защите семейных ценностей, международному сотрудничеству и семейному образованию, поддерживающих контакты с коллегами в России и за рубежом, они оказывают большую помощь работе Комиссии.

Еще раз подчеркнем, что программа «Классические беседы» является частным светским начинанием, не связанным институционально с Русской Православной Церковью чем-либо, кроме вероисповедания большинства ее участников. Патриаршая Комиссия не связывает свою деятельность как-либо с реализацией этой программы.

Вместе с тем, считаем, что эта программа – весьма благое начинание, приносящее пользу многим православным семьям. Искренне надеемся, что наряду с этой программой будут развиваться и создаваться и другие программы, содействующие семейному образованию и подходящие для православной аудитории. Это никак не противоречит и не препятствует замечательному делу развития православных школ и православного компонента в школьном образовании.

Вызывают большое огорчение ситуации, когда чужая неосведомленность, болезненная боязливость и подозрительность используется людьми, называющими себя православными христианами, в целях недобросовестной конкуренции. Мы не должны забывать, что для Господа, по свидетельству Священного Писания, ненавистен «лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6:19).

Хочется напомнить всем, что православные христиане призваны относиться друг к другу с любовью о Христе и поддерживать добрые начинания своих братьев и сестер делом и молитвой, радуясь о тех благих плодах, которые они могут принести Церкви и обществу, а не пытаться разрушать их ложными доносами, необоснованной подозрительностью и ревностью не по разуму.
 

[1] http://pk-semya.ru/xxiv-rozhdestvenskie-chteniya-2016/item/5142.html

[2] https://classical-conversations.ru/no-licence/

[3] https://classical-conversations.ru/classical-conversations/

[4] http://www.patriarchia.ru/db/text/556430.html

[5] См., напр.: http://interreligious.ru/documents/statements/statements_4.html, http://interreligious.ru/documents/statements/statements_13.html, http://interreligious.ru/documents/statements/statements_19.html, http://interreligious.ru/documents/statements/statements_20.html, http://interreligious.ru/documents/statements/statements_25.html, http://interreligious.ru/documents/statements/statements_31.html

Тематика: