Православные татары впервые за 7 веков добились признания себя со стороны татар мусульман исторической полноправной частью татар, а также признания татарского народа двухконфессиональным

29 августа 2020 года для всех татар произошло знаковое событие — впервые за 7 веков со времён хана Узбека официальным руководством татарского национально-территориального образования, которым является Татарстан в составе Российской Федерации, а также международным союзом «Всемирный конгресс татар», претендующим на право выражения интересов татар по всему миру, было признано, что исторически часть татар исповедует православное Христианство и соответственно признана двухконфессиональность татарского народа.

Признание исторического, а значит традиционного, исповедования татарами православного Христианства произошло в Казани на расширенном «Милли джиены» («Национальном собрании») Всемирного конгресса татар с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, вице-премьера России Марата Хуснуллина и всей элиты республики, а также делегатов татарских общин России и из-за рубежа, и закреплено в принятом главном программном документе – стратегии развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ». В нём говорится о том, что «национальный дух способствует единению татар, которое не зависит от места проживания, владения языком, имущественного и должностного положения, отношения к религии и принадлежности к конфессиям, убеждений, а также других обстоятельств. Татарин живет в едином порыве со своим народом, поддерживает дружественные и уважительные отношения с другими народами. Национальный дух — это источник вдохновения для будущих татар, их успехов и открытий в глобальном мире.
Быть татарином – это чувствовать себя татарином. В совокупности мыслей, чувств и поступков и проявляется национальная идентичность. Вместе с тем, важно стремление придерживаться мировоззренческих основ татарского народа» Среди мировоззренческих основ указана вера (иман), в разделе «Поступать по убеждению, вере (иман)» сперва была отмечена роль ислама, а затем признано, что «Исторически часть татар исповедует православие», то есть признана историческая двухконфессиональность татарского народа, именно из-за этого признания стратегию развития татар можно считать судьбоносным манифестом, который действительно впервые за 7 веков является существенным шагом к консолидации второго государствообразующего народа России. «Союз православных татар», Московская татарская православно-христианская община, Татарская национально-культурная автономия г. Москвы, Татарская национально-культурная автономия района Тёплый Стан ЮЗАО г. Москвы принимали самое деятельное участие к тому, чтобы подобное признание со стороны татар мусульман исторического исповедования татарами православного Христианства состоялось. Я лично обращалась к президенту Татарстана с просьбой поддержать ту часть татар, которые исповедуют Православие, указывая на то, что татары — двухконфессиональный народ.
Православные татары (крещеные татары, крещены, кряшены, казаки, казаки-нагайбаки)…

После моего обращения к Рустаму Нургалиевичу многие высказывали мне своё недовольство, мол зачем ты поставила президента республики в неудобное положение неудобным вопросом, но я верила, что моё обращение и наши общие труды принесут плод.
Итак, теперь надо дальше развивать успех по исправлению исторических ошибок, совершенных 7 веков назад, которые ослабили наш народ.
В действительности разные общие предки татар издревле исповедовали Христианство, среди них самые известные и многочисленные — кыпчаки, кераиты, найманы, уйгуры и многие другие, даже болгары, которых покорили и ассимилировали татары, и которые являются одними из предков казанских татар, были отчасти христианами как минимум со времён Великой Болгарии хана христианина Кубрата.
Сегодня доступны исторические источники и сведения об артифактах для простых людей, которые изучая их, приходят к совершенно очевидным выводам о том, что в Волжско-Камской Болгарии изначально были общины христиан, а после поверхностного принятия ислама шафиитского, а не ханафитского, мазхаба фикха в 922 году в основном аристократами и купцами, в Булгарии продолжали существовать христианские общины, основная же масса людей мусульманами не были, их потомки сохранили болгарский язык — современные чуваши, которые тоже уже несколько веков исповедуют православное Христианство. Самый известный пример существования христиан в Волжско-Камской Болгарии — изге шаhит Ибраhим Болгарлы (святой мученик Авраамий Болгарский).
В действительности же ислам матуридитского мазхаба акыды (вероубеждения) ханафитского мазхаба фикха (права) версии суфийского тариката ясавия начал распространяться у татар со времён хана Узбека, причём далеко не мирным путём, когда уже давно существовала особая татарская православная епархия — Сарайская епархия, окормляющая прежде всего именно православных татар, об этом можно судить по сохранившимся письмам Патриарху Константинопольскому. Значение Сарайской епархии было велико, через неё осуществлялась связь между Сараем и Константинополем, которые были союзниками. Наследником и правоприемником союза Византии и Золотой Орды стала Российская цивилизация, не ограничивающаяся границами Российской Федерации, по сути эта цивилизация и есть Русско-татарский или Татарско-русский мир. Конечно, это не значит, что татары познакомились с исламом только при хане Узбеке, известно, например, что хан Берке был мусульманином, но с Христианством татары и их предки познакомились раньше, это исторический факт. Дальше ислам у татар переживал ряд трансформаций: на смену тариката ясавия пришёл тарикат накшбандия муджадидия халидия, затем возникли споры между кадимистами (консерваторами) и джадидистами (реформаторами), последние не ограничивались рамками ханафитского мазхаба фикха (права), что дало почву не только для появления новых направлений в исламе, таких как евроислам, но и для распространения салафизма (асаризма в вопросах вероубеждения) среди татар. И вот в принятой стратегии развития татарского народа указано: «Следование нравственным установкам и духовным ценностям ханафитского мазхаба способствовало, в том числе, выстраиванию добрососедских отношений с разными народами и религиями, успешной интеграции татар в многонациональные сообщества». Таким образом как бы поставлена точка в ответе на вопрос: какой ислам считать традиционным для татар? Православная же часть татарского народа со времён хана Узбека развивалась по-своему: часть православных татар вошла в состав русских царей, князей, дворян и казаков, другая часть довольно длительное время существовала и в наше время существует вместе с татарами мусульманами в составе мещёрских татар, третья часть обособилась в отдельную общность крещёных татар, которые сегодня чаще называются кряшенами. Последние лучше других татар сохранили татарский язык, потому что в 19 веке благодаря усилиям Николая Ильминского, отца Василия Тимофеева и их сподвижников отстояли право на Богослужение на родном татарском языке, тот самый туган тел, о котором написано в стратегии. В тоже время, у части кряшен появилось стремление к самоопределению, к выделению в отдельный от татар народ, и причина тут кроется в том самом нежелании некоторых представителей татарского мусульманского большинства признавать право на полноценное и равноправное существование православной части двухконфессионального татарского народа, непризнание исторической и традиционной двухконфессиональности татар. Сейчас кряшены разделены на три лагеря, одни — следуют принятой в 2001 году декларации о самоопределении себя как этноса, другие в 2014 году на Третьей отчётно-выборной конференции Региональной общественной организации кряшен Республики Татарстан во главе с Егоровым Иваном Михайловичем приняли решение о том, что они желают оставаться внутри большого татарского народа в качестве субэтноса с особым названием, а третьи не видят противоречия в том, чтобы в равной степени называться и кряшенами и крещеными татарами и православными татарами.
Но кроме кряшен Татарстана существует огромное количество других православных татар, среди них можно выделить православных татар мещеряков; русских татарского происхождения, осознавших себя татарами; людей, рождённых в т.н. смешанных татарско-русских семьях, исповедующих Православие и считающих себя татарами; татар, которые родились в семьях т.н. этнических мусульман, а в реальности в большинстве случаев в семьях советских и постсоветских людей, которые добровольно выбрали православное Христианство; а также татар бывших религиозных мусульман, уверовавших во Христа. Все эти категории людей вместе с кряшенами, которые себя считают татарами, объединены одним общим названием — православные татары. Православные христиане разного происхождения, осознающие себя татарами, объединенные лаконичным, точным, логичным и общим названием православные татары — это одновременно историческое, традиционное явление и новый современный этап развития православной части двухконфессионального татарского народа. В принятой 29 августа 2020 года стратегии развития татарского народа признается как право любого татарина на свободу вероисповедания, а также право любого православного христианина считать себя татарином, если он таковым себя ощущает, так и историчность и традиционность для татар православного Христианства, в чем, безусловно, есть историческая справедливость и, как видится, впервые за 7 веков возвращение татарского общества к принципам Ясы Чингисхана, когда у татар была свобода вероисповедания, при этом значительная часть татар исповедовала Христианство. Теперь любой православный христианин любого происхождения без тени сомнения при переписи населения может записать себя татарином, не опасаясь, что его запись татарином увеличит статистику количества мусульман и уменьшит статистику христиан как в Татарстане, так и во всей России. Следующим правильным шагом будет, чтобы Богослужение во всех православных храмах Татарстана хотя бы частично проводилось на татарском языке! Это только укрепит дружбу и единство между татарским, русским и другими народами и будет существенным вкладом в сохранение и развитие татарского языка. Той же части кряшен, которые следуют курсом самоопределения декларации 2001 года, должно быть радостно, что татары мусульмане наконец-то за 7 веков признали православных татар полноправной частью общего даухконфессионального татарского народа. Ведь православные христиане должны радоваться успехам друг друга вне зависимости от того, кем человек себя считает: татарином, кряшеном, татарином и кряшеном одновременно, ведь во Христе нет ни эллина ни иудея, но во всём Христос!

Руководитель Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», директор Татарской национально — культурной автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г.Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины Бухарова Динара Абдулбяровна, Верхний Услон Республика Татарстан, 4 августа 2020 года