Духовники и пастыри о силе Креста

«ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЗНАМЕНИЕ КРЕСТА!» 

Как один мужик показал силу Креста иноверцам

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке:

– Крестное знамение – это наше исповедание веры. Крест называют Животворящим. Он принял на себя Страдания Христовы для спасения рода человеческого – с тех пор древо крестное возымело такую силу, что даже мертвых воскрешает.

Налагая на себя крестное знамение, мы тем самым свидетельствуем, что принимаем Жертву Христову, Его Страдания за нас. Мы исповедуем, что мы, христиане, приняли веру православную вовсе не для того, чтобы, как иные захожане выражаются, «все было хорошо».

Мы же в курсе, что Сам Христос, а также все Его ближайшие ученики так или иначе пострадали. Бог Отец не ставил Христу такой задачи: чтобы у всех все было хорошо.

Все, что на нас грядет, мы должны принимать, и притом безропотно. Потому что, чтобы изжить грех, гнездящийся в каждой душе, нужно очень много потерпеть. Ибо каждый христианин может достичь спасения, только приобретя такую добродетель, как смирение. То есть надо со смирением принять ту жизнь, которую мы по милости Божией каждый проживаем. А смирение выковывается терпением. Поэтому человек, который отвергает страдание, отворачивается и от своего спасения – отказывается от Самого Христа. Если такой эгоист крестится, то чем для него является крестное знамение? Клоунадой, что ли, какой-то? Все крестятся, и я крещусь – так, что ли? Но мы же не от обезьянки произошли. Каждый жест у нас должен быть осмысленным.

Если мы крестимся, то тем самым свидетельствуем, что и наш ум, и наше сердце, и наши рамена, символизирующие силы телесные, существуют не для нас и исполнения наших похотей, а для того, чтобы нам последовать за Христом, разделив Его Страдания.

Нельзя христианину прожить жизнь без боли. Горести неизбежны. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Надо все происходящее в нашей жизни принимать как из десницы Божией. Наши страдания Христа ради тоже называются нашим крестом.

Поэтому как бы ни пыжился человек устроить себе как можно более удачное существование, ничего из этого не выйдет. Мартышкин труд. 

 

 

Как бы ни был тяжек именно твой крест, надо принимать его распахнутым сердцем. Потому что крестом – спасение

А что требуется? С терпением принимать все, что Промысл Божий тебе уготовал. У каждого из нас разные кресты: кому болезнь, кому труды непомерные, иного оклеветали… – все надо понести. Как бы ни был тяжек именно твой крест, надо принимать его распахнутым сердцем. Потому что крестом – спасение.

О силе крестного знамения я расскажу случай, о котором поведал некогда митрополит Иннокентий Московский, просветитель Аляски. Один мужик устроился работать в артель на Волге близь Астрахани. Тогда там жило много татар. Оказалось, что он один в артели православный. Так вот эти татары – это сейчас они крещенные бывают, а тогда все как один мусульмане – стали над ним подтрунивать:

– Как ты веруешь в Того, Кого распяли? Что это вообще за Бог Такой, Которого смогли убить?! Да зачем ты крест на себе носишь?..

А мужик им попался сообразительный, говорит:

– Я бы вам сказал, почему я крест на себе ношу, да ведь вы обидитесь.

– Нет, не обидимся, – пришлось им пообещать: интересно же, что дальше скажет.

– Ну, давайте, кто из вас храбрый? – обратился тогда он.

Вышел ему навстречу один татарин из тех, что покрепче. Стоит, смотрит. А наш мужик возьми сними с себя крест и пошел прямо на татарина, чтобы ему на шею надеть… А тот как завизжит, как отскочит!!

– Вот видите, так и бесы креста боятся! – резюмировал он.

Крестным знамением осеняем себя, потому что Крест – это орудие смирения Господа нашего Иисуса Христа. Гордостью отпал от Бога диавол. А Господь победил его Своим смирением. Ничего так не боится диавол, как смирения, потому для него и непереносим вид Креста.

И нам выпало жить во времена исповеднические

 

Протоиерей Сергий ПравдолюбовПротоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:

– В Евангелии Господь обращается к нам: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16: 24). Что за странные слова? Кто может это слышать? У каждого из нас есть свой крест. Трудные обстоятельства жизни, болезни… И не нужно ничего посланного нам отвергать – потерпи!

Святые отцы говорят: «Вы, христиане, настоящие мученики, если исполняете слова Господни». Как нам порою не хочется исполнять то, что читаем в заповедях Христовых. А ты понуди себя, и тогда это вменится тебе в безкровное мученичество.

Преподобный Феодор Студит († 826) пишет: «Братия, и мы причисляемся к мученическому сонму; ибо и мы тем, что любим и терпеливо проходим многоскорбный путь крестоносной жизни… свидетельствуем, что Иисус есть Христос Сын Божий, свидетельствуем, что есть Суд и воздаяние, свидетельствуем, что должны пред Страшным Судилищем Христовым дать отчет о том, как жили, противостоя диаволу, Христову врагу, который мучит и бичует нас приражениями худых помыслов и смертоносных похотей, понуждая отрещись от Бога. Но мы, как свидетели Христовы, еще будем давать доброе свидетельство, еще продолжим доброе исповедание исповедовать, радуясь со всеми святыми, что сподобились свидетельствовать о Христе, не преклоняя колен пред Ваалом, то есть не склоняясь на похоти плоти и другие греховные сласти… Какой плод такого мученического свидетельства, вы знаете; знайте, что свидетели Христовы, свидетельствовавшие о Нем всем и за истинное свидетельство неимоверные муки понесшие, в будущем веке сонаследниками Его объявлены будут, как говорит апостол: “Егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитесь во славе” (Кол. 3: 4)»[2].

Когда Господа нашего Иисуса Христа видят во славе, то всегда эта слава осиявает Его Крестом. На иконах Спасителю пишут крестчатый нимб именно потому, что Его так видели те, кто сподобился Его лицезреть. Каждый из нас должен потерпеть свой крест, чтобы и в нас отобразился Христос. Без креста нет Христа.

Без креста нет Христа. И свет-то крестный, и другого света у Господа нет

«Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4: 7), – повторяли ранее на Руси и осеняли себя крестным знамением. Свет-то этот крестный, и другого света у Господа нет.

«Зачем? – упирается современник. – Не хочу!» – но тогда это значит оставаться во мраке.

Сейчас так же, как и веком ранее, наступают исповеднические времена. Нападки-нападки-нападки: на священников, на епископат, на Святейшего, – и вся эта ругань незаметно, может быть, и для тех, кто ее изрыгает, переходит на Самого Христа. Это очень похоже на то, что уже было 100 лет назад.

Лет 30 назад один старенький священник, озираясь так вокруг, недоумевал:

– Покаяния-то почему нет?

На его веку духовенство и верующих мирян расстреливали, гнобили – и никто даже прощения не попросил… Сколько в нашей стране людей в XX веке уничтожено! И что? Как будто так и надо?

Быть православным и сейчас уже стало не «модно». Вот спросят вас в троллейбусе, проезжающем мимо храма:

– И ты, что ли, верующий?

– Конечно, верующий! – ответишь так и перекрестишься: значит, исповедовал Христа!

Ответишь так; «Конечно, верующий!» – и перекрестишься: значит, исповедовал Христа! А отмолчишься – постыдился

А отмолчишься да отвернешься – постыдился.

Сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38).

«Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление», – поем в одном из ирмосов.

Расскажу такую историю. Лет 30 назад в Москве один псаломщик на всенощном бдении, прочитав канон, зашел в алтарь и вместо того, чтобы поклониться священнику, взял и поклонился диакону! А дело в том, что после того, как заканчивается чтение канона, полагается зайти в алтарь, перекреститься и поклониться настоятелю или архиерею, если он служит. А тут вдруг псаломщик поклонился диакону… Тот, уразумев, что это некая шутка, возьми да и ответно благослови его так, как это делает архиерей или священник. Но руку сложил так, как могут и миряне благословлять, например своего сына или дочку. И вдруг из его руки благословляющего буквально зримо пошла сила – сила крестного знамения! – такая, что они оба, эти шутники, уже не на шутку испугались: и диакон весь затрясся, и псаломщик затрепетал – и оба разбежались по разным углам алтаря.

Крестное знамение имеет огромную силу.

Укрепи нас, Господи, в исповедании Креста Твоего, даруй нам твердо и не изнемогая нести свой маленький-маленький крестик, данный нам десницею Твоею, дабы и нам приблизиться хоть немножечко ко всем святым Твоим. Аминь.

Тематика: