«Жизнь начинается с зачатия, а не с рождения!»

Если бы все крещеные люди веровали во Христа, статистика абортов не была бы столь ужасающа. Такую мысль выразил глава епархиальной комиссии по вопросам семьи, защите материнства и детства священник Александр Григорьев.

«Когда размышляешь об ужасной теме убийства чада в утробе матери, покрывает холодный пот. За детоубийством стоит страшная духовная опустошенность, — сказал отец Александр на заседании научного кружка кафедры педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета, посвященном проблеме абортов. — Недавно в одном интернет-сообществе обсуждали, биомасса находится в утробе беременной женщины или человек. Одна девушка сказала, что биомасса. Я заметил, что каждый из нас когда-то был "биомассой", в том числе и моя собеседница. На это она ответила: "Да, я была биомассой, и лучше бы меня убили, не рожая". В этом диалоге мне открылась новая грань трагедии — человек не ценит чужую жизнь, когда его собственная жизнь лишена духовной основы и превращена в ад, от которого он бежит во всевозможные удовольствия и развлечения. Ему жить тошно и тяжело, начиная уже с самого раннего возраста. Очень страшно, что такими чувствами заражены сейчас многие подростки».

На заседании, к которому через платформу Zoom были подключены многие участники, отметили, что Россия находится на лидирующих позициях по количеству абортов и является наиболее либеральным государством в отношении искусственного прерывания беременности. В 1920 году Советский Союз стал первой в мире страной, легализовавшей аборты. В последние годы, согласно официальной статистике, число прерываний беременности падает. По данным Минздрава, с 2005 по 2017 год оно сократилось с 1,5 миллионов до 627 тысяч в год. Однако глава Союза педиатров России Александр Баранов утверждает, что ежегодно в результате абортов наша страна теряет более трех миллионов человек, значительная часть из них нигде не учитывается, так как делается в частных клиниках.

В федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» говорится, что каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины.

«По Конституции России, основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, а не от зачатия. Однако в соответствии с преамбулой Конвенции о правах ребенка, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения. Таким образом, эта точка зрения расходится с нашим законодательством! — отметила одна из участниц встречи студентка IV курса лечебного факультета Ульяна Ветошкина. — Следовательно, вопрос, с какого момента признать зарожденное существо человеком, очень дискутабельный. Например, восьмая поправка к Конституции Ирландии закрепляет право на жизнь с момента зачатия ребенка. Во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — после 12 недель, в Швеции — после 20 недель».

Другая участница заседания, студентка Анна Смирнова, напомнила, что жизнь человека начинается с момента зачатия: «В заключении кафедры эмбриологии МГУ от 1993 года говорится, что с точки зрения современных генетики и эмбриологии, жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Таким образом, плод является человеком, следовательно, совершая аборт, мы убиваем человеческую жизнь, лишаем его права на жизнь!»

На встрече рассмотрели анатомо-физиологические особенности периода внутриутробного развития человека. Через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а размножение делением — признак жизни. За полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. К концу третьей недели начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. Этот период наиболее значим — начинают закладываться важные органы и системы плода: появляются зачатки дыхательной, пищеварительной, кровеносной, нервной и выделительной систем. Также к концу третьей недели формируются мышечная система, позвоночник. На пятой неделе активно продолжают развиваться системы органов, а также начинает формироваться облик — конечности, ногти, губы, нос. К шестой неделе закладываются все отделы мозга и продолжает формироваться нервная система, при выполнении энцефалограммы уже можно зафиксировать сигналы от мозга плода. На четырнадцатой неделе завершается развитие мочеполовой системы, а по УЗИ можно определить пол ребенка. К концу шестнадцатой недели плод полностью сформирован, у него есть все органы и системы.

В России аборт по собственному решению разрешен до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности. Аналогичное российскому право на прерывание беременности по желанию предоставляют женщине приблизительно треть стран мира. Почти во всех странах аборт разрешен с целью спасения жизни женщины, в 2/3 стран — при наличии угрозы физическому и психическому здоровью женщины, в половине стран — в случаях, если беременность является результатом изнасилования или инцеста. В некоторых странах (Ватикан, Мальта) не допускается искусственное прерывание беременности ни при каких обстоятельствах.

Поговорили на встрече и о медицинских, психологических, социальных и религиозных проблемах, которые встают перед женщиной, сделавшей аборт. Психологический аспект часто проявляется в постабортном синдроме, наиболее яркие симптомы которого — это чувство вины, раздражительность, отсутствие аппетита. Проблемы могут возникнуть как сразу после аборта, так и через некоторое время, иногда через несколько лет. «Самоедство» заставляет женщину либо скорее повторно забеременеть, чтобы загладить вину перед собственной совестью, либо упорно избегать встреч с беременными, разговоров на эту тему, чтобы оградить себя от переживаний и воспоминаний по поводу произошедшего аборта. Появляются проблемы и в социальном плане: во-первых, нарушаются взаимоотношения с мужчиной — неспособность ему доверять и строить с ним отношения. Во-вторых, может возникнуть ненависть к тем людям, которые повлияли на решение женщины сделать аборт. В-третьих, пострадать могут и будущие дети, кого такая мать будет либо чрезмерно опекать (опять же из-за чувства вины), либо наоборот — ругать их и злиться на них от осознания своей огромной ошибки, выплескивая на детей негативные эмоции.

Обсуждая отношение Церкви к абортам, участники заседания отметили, что Священное Писание определяет жизнь человека как величайший дар, который надо с благодарностью принимать. В Псалтыре царь Давид пишет: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс.138:15-16).

«Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», — говорится в «Учении двенадцати апостолов».

В правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных VI Вселенским собором, говорится: «Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы».

«Таким образом, позиция Церкви в вопросе об абортах четко определяется. Аборт — это страшный грех, за который серьезное наказание понесут как женщина, совершившая аборт, так и отец ребенка, и врач, совершивший процедуру. Церковь считает, что аборты наносят урон духовному и физическому женскому здоровью, — рассказала Ульяна Ветошкина. — Необходимо отметить, что врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, тщательно сопоставлять медицинские показания и веление совести. Отказ от производства аборта не является противозаконным деянием, поскольку такой отказ действующим законодательством РФ не запрещен. Врач вправе в обоснование своего отказа ссылаться на п. 1 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому в Российской Федерации каждому гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания».

Участники встречи отметили, что первые группы по борьбе с абортами появились в России в 1990-х годах. Активисты объединяют свои силы с Русской Православной Церковью. С 2010 года действует Общероссийское общественное движение «За жизнь». Уже более трех лет существует фонд поддержки семьи, материнства и детства «Женщины за жизнь». С 2013 года в России и странах СНГ проводится Международная акция против абортов «Неделя за жизнь — Михайловские дни».

В Архангельской области акция «В защиту жизни!» впервые состоялась в марте 2013 года. Регулярно проходят автопробеги, выставки, лекции, прямые эфиры и благотворительные концерты. В 2015 году во всероссийском социальном конкурсе «Область добра» проект Архангельской области «Школа материнской любви» (автор проекта преподаватель СГМУ Евгения Щукина) вошел в тройку лучших. «Школа материнской любви» реализуется сестричеством во имя святой царственной мученицы Александры Феодоровны при поддержке министерства здравоохранения Архангельской области и Северного государственного медицинского университета.

В рамках проекта в женских консультациях на территории области проводились мастер-классы, например, «Табачный синдром плода», «Арт-терапия», обучение семейных пар по программе психопрофилактической подготовки к родам с использованием естественных методов родовспоможения. В 2018 году проект признан победителем в номинации «Поддержка беременных женщин, направленная на профилактику абортов» и вошел в «Топ-10 проектов».

Активно поддерживает движение против абортов региональное Общество православных врачей. Так, в Пинежском районе Архангельской области в июле 2019 во время Крестного хода Сосновка — Веркола — Сура члены Общества провели акцию «В защиту жизни нерожденных».

В СГМУ проводятся встречи, лекции и беседы специалистов как со студентами университета, так и со всеми желающими; молебны в защиту жизни нерожденных, акции, тематические беседы.

Благодаря активному участию ректора Любови Горбатовой в университете активно обсуждаются не только вопросы борьбы с абортами, но и проблемы матерей и детей, например, на конференции, посвященной иконе Божией Матери «Млекопитательница».

Осенью 2018 года в Архангельске была официально зарегистрирована автономная некоммерческая организация Центр защиты семьи, материнства и детства «Мамина Пристань».

Отметим, что заседание научного кружка кафедры педагогики и психологии прошло под руководством доцента СГМУ, председателя регионального отделения Общества православных врачей Евгении Щукиной.