Творчество М. Врубеля в храмах Киева

кирилловская церковь, киев

Православие России наряду с православием Украины и православием Беларуси берет свой исток в Киевской Руси. Земли эти звались Русью и населены они были единым народом. Этот народ творил, не зная границ, обогащая свою культуру, свой род. Благодаря творческому гению наших предков, мы сегодня гордимся нашим богатым историческим прошлым.
Частью такого прошлого в Киеве является памятник мировой культуры периода Киевской Руси - Кирилловская церковь и ее живопись, частично восстановленная гением М. Врубеля.         
Тема ангелов, рожденная в Киеве, и, навеянная сонмом древних киевских храмов, сопровождала всю творческую жизнь Врубеля.
Первая работа художника в Киеве – величественные образы трех ангелов, олицетворяющих весну, лето и осень, в куполе Софийского собора. Изображение нежного, стремительного, грациозного архангела Гавриила – первая проба сил художника в Кирилловской церкви. Затем сосредоточенно напряженные лики парящих ангелов с лабарумами в княжеской молельне собора святого Кирилла. Трагически печальные, оплакивающие смерть Христа, ангелы в композиции «Надгробный плач», завершающие монументальные росписи Кирилловского храма. 
Работа над эскизами к росписям Владимирского собора вдохновила Врубеля на создание акварельного шедевра – Ангела с кадилом и со свечей.
Но главной жемчужиной врубелевского живописного ожерелья был и навсегда останется Демон.
Галерея ангелов, рожденная и созданная в Киеве, стала своеобразным венцом всех киевских творений мастера, ярчайшими из которых считаются монументальные росписи и иконы одного из самых таинственных и великолепных древних храмов - Кирилловского собора. 
Кирилловская церковь в Киеве – ценный памятник мировой культуры, сохранивший архитектуру ХII в. и монументальную живопись ХII, ХVII и ХIХ вв. Интерьер с ХII в. почти не изменился. В церкви сохраняются грандиозный целостный ансамбль фресок ХII в. – 800 кв. м., монументальный темперный портрет ХVII в., а также высокохудожественные работы ХIХ в., выполненные в технике масляной живописи, среди которых центральное место принадлежит выдающимся произведениям М. Врубеля: «Вход Господний в Иерусалим», «Успение Богородицы», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а известную «Пьету» или «Надгробный плач», сам Врубель в последние годы жизни считал наилучшим. 
В иконах для иконостаса первым и лучшим был образ Богоматери. Богоматерь
Богоматерь Врубеля – добродетельная и строгая, чрезвычайно эмоциональная; и в этом прекрасном единстве есть абсолютная красота. Образ выполнен в соответствии с иконографическим каноном Печерской Богородицы.
В Киеве Врубель создал произведения исключительной художественной ценности. 
Киевские святыни с их древними росписями помогли молодому дарованию разгадать тайны древнерусской и византийской настенной живописи, открыть, по-новому осмыслить и явить миру утраченные законы синтеза архитектуры и живописи.
Работа Врубеля в храмах Киева – это особое состояние его жизни; это та благородная нива, на которой взросло все дальнейшее творчество гения.