Здесь будет город-сад!: Отношение к счастью как признак национальной эффективности

Можно много и справедливо ругать Советский Союз, но также справедливо будет признать, что многие люди в Советском Союзе были счастливы. Ради той же справедливости мы вынуждены отбросить мысль, что это счастье, дескать, было надуманным, эфемерным и безосновательным, ибо у страны действительно было много успехов и достижений, жизнь людей заметно (и измеряемо) улучшалась с каждым годом, и в будущее люди смотрели с большим оптимизмом.

Кстати, о будущем. Хочется проследить, как отношение к будущему влияло на ощущение счастья и радости у тогдашних граждан? Как эти ощущения влияли на их деятельность и результаты этой деятельности? Что останется, если из жизни людей прошлого века убрать детали хозяйственного быта, пропагандистские шаблоны и вычленить технологию достижения счастья, применение которой доступно и сегодня?

deti

Внимание к будущему в советском союзе было самым серьезным. Ещё бы, именно там был центр стремления всей жизни — коммунизм, «светлое будущее». Однако, кроме общих слов и символов, практически каждый человек имел конкретные представления о будущем страны, своего города и своего народа. Если бы мы остановили советского человека на улице и спросили, каким он видит будущее, то мы могли бы услышать ответы о космических пассажирских перевозках, о хрустальных куполах над городами Крайнего Севера, под которыми вечное лето и растут пальмы. Были и более призёмленные видения будущего, как например отдельная квартира каждой молодой семье, поднятая целина, повёрнутые вспять реки (кстати, проекты поворота рек на полном серьёзе рассчитываются нынче в Китае)и т. п.

Сейчас мы можем судить об этом, например, по текстам из «капсул будущего». Это послания потомкам, как правило, упакованные в герметичную капсулу, составленные группой людей. Так в двухтысячном году в «Артеке» в торжественной обстановке была вскрыта такая капсула, которая была «отправлена» пионерами 60-х. Советские дети предполагали, что в 2000 году все народы Земли живут в мире, люди летают на Луну, а в «Артеке» уже есть свой космодром. Обратите внимание на вполне практические и конкретные ожидания — собственный космодром.

Schastlivoe-sovetskoe-9

В другом случае житель Сибири в одной из построек во дворе своего дома обнаружил капсулу с «письмом в будущее» от сотрудников строительных организации Западной Сибири. В нём были такие слова: «К тебе обращаются из прошедшего тысячелетия строители линий электропередач в краю Тюменского Севера. Было любопытно найти тех, кто был силён дерзкой мечтой созидать и строить! Горд тем, что стал причастен к великому делу освоения Севера!». Как вам: «силён дерзкой мечтой созидать»? Кто сейчас способен говорить о будущем в таком стиле?

В 2012 году на Камчатке было найдено послание комсомольцев, заложенное в 1979 году. Подразумевалось, что его прочитают в 2024 году. Я рекомендую проследить за тем, как в тексте послания крепко «прошиты» времена — героическое прошлое, трудовое настоящее и позитивное будущее:

«…Вспомните нас на столетнем празднике, мы к нему тоже причастны. Вспомните! Без памяти нет грядущего, вспомните, как мы вспоминаем бессмертных героев Октября и гражданской войны, ударников пятилеток и славных защитников нашей Родины в грозные годы фашистского нашествия, труженников великой коммунистической стройки. Как и они, мы не мыслим себе жизни без борьбы и созидательного труда… Наша гордость за подвиги старших поколений — это и наша ответственность перед Партией, Родиной и Народом…

…Многое сделано, но еще больше предстоит сделать.
Мы говорим Вам через 45 соединяющих нас лет:
Пусть Земля, возделанная Вами, будет красивее.
Пусть познания ваши будут глубже.
Пусть характеры ваши будут мужественнее.
Пусть песни ваши будут радостнее.
Пусть любовь ваша будет горячее.
Мы не жалеем себя, потому что знаем: Вы будете лучше нас!»

Современные читатели подобных посланий единодушно отмечают грустный факт — мы не оправдали ожиданий наших предков. Мы не стали радостнее, счастливее, мужественнее. Наших познаний едва хватает на выбор марки пива пятничным вечером. Мы не достигли ничего, что от нас ожидали, а по многим параметрам стали даже хуже. А в чём причина? Может в том, что мы остановились на полдороге, прекратили свой путь к этому будущему, перестали мечтать?

Что скажут сегодня люди, если их спросить о будущем? Если наши предки видели в нём новые жилые районы, комсомольские стройки, счастливую старость, то мы сегодняшние прогнозируем для себя кабальные кредиты по ипотеке, падение цен на нефть, а на пенсию многие и не рассчитывают вовсе - либо помрём, либо денег на стариков не будет.

Ключевое слово — «мы помрём».

6tyoyjHUmzI

Суицидальность нашего видения будущего хорошо иллюстрируется отношением к абортам. Психологи говорят, что аборт — это убийство себя в будущем. Это такое отложенное самоубийство. У нас более миллиона только зарегистрированных медицинских абортов, плюс незарегистрированные, плюс фармакологические аборты, плюс пользование контрацептивами, и всё это ЕЖЕГОДНО. Сколько миллионов наших граждан «убивают себя в будущем»?!

Сколько мужчин спиваются, потому что у них нет того, ради чего жить? На одном крупном предприятии собрали всех ведущих специалистов, чтобы совместно продумать стратегию развития, разработать позитивное видение будущего этого предприятия. На просьбу бизнес-тренерапредставить и описать, что они видят вокруг себя через сорок лет, более половины участников ответили: «Я вижу вокруг себя доски гроба, я умер».

Человек без мечты — мёртвый человек. Мы стали похожи на опиумных наркоманов. Такой наркоман, который уже окончательно попал в зависимость от сильных наркотиков, является ходячим трупом. Его мозг уже в процессе деградации, его тело уже в процессе разложения. Его «официальная» смерть — вопрос времени, но не вопрос по существу. В Библии Бог предупреждает Адама, что после того, как тот попробует Запретный Плод, он «смертию умрёт». Т. е. человек умрёт (исчезнет) в процессе смерти (медленного разложения). Когда мама «убивает себя в будущем», решаясь на аборт; когда топ-менеджер производственного предприятия «видит себя в гробу», занимаясь стратегическим планированием, тогда это означает, что смерть для них уже началась и они к ней готовятся. Попробуйте подойти к человеку, который готовится скоро умереть, и спросите его, какой отель забронировать ему для летнего отдыха? Что вы услышите от него в ответ?

det

Не так давно, при опросе среди ректоров ведущих вузов страны, им задали вопрос, какими они видят сегодняшних абитуриентов через пять лет, когда те будут выпускаться из университетов? Ректоры были практически единодушны в том, что нынешний набор был самый плохой за все годы, и такие студенты вырастут инфантильными, малограмотными и даже косноязычными, они не дружат с логикой и думают только о себе. Проблема в том, что человек, который так думает о своих подопечных, такими их и будет воспитывать. Человек сам приближает то будущее, в которое он верит.

Сейчас государственные мужи пытаются решить вопрос так называемых депрессивных районов. В Сибири, на Дальнем Востоке, в Карелии люди переживают, что вокруг нет больших городов и заводов, повсюду один лес и мало людей — нет стимулов к развитию и ресурсов к росту. Это воспринимается как проблема и повод к депрессии — молодёжь разъезжается, взрослые спиваются, старики вымирают. Почему же тогда за много лет до нас люди стремились приехать для освоения новых земель, покорения Сибири, Дикого Запада, колонизации далёких островов?! Ведь ни в сибирской тайге, ни в американских степях не было ни городов, ни заводов, ни инфраструктуры. Однако переселенцы из обжитых районов Европы, из центра России, из промышленной Англии уезжали в далекие глухие места за ЛУЧШЕЙ ДОЛЕЙ. И получали эту долю. Промышленники строили в глубинке России металлургические заводы, казаки обживали некогда пустынные степи и закладывали целые города, европейские пастухи осваивали далёкую Австралию, авантюристы со всего мира строили Новый Свет. Почему у них всё получилось, несмотря на постоянные опасности, а у нас всё разваливается, даже при государственной поддержке?

Ответ на этот вопрос можно найти в нашем отношении к будущему, в том, как мы видим это будущее. До какой степени это может быть важным, нам показывает тысячелетняя история христианства. Многие христиане очень живо представляли своё бытие в раю, эти представления были настолько яркими, что знания про жизнь в Царстве Небесном многими воспринимались как часть живого личного опыта. Это позволяло христианам претерпевать любые мучения ради этой будущей жизни.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, что его ждет за гробом, то он готов был бы всю жизнь находиться в яме, наполненной червями, поедающими его тело, и с радостью там находиться, лишь бы войти в Царство Небесное.

Терпение всяческих страданий и страстей ради будущей доли было актуально и для советского человека. Это состояние воспел в своём творении Владимир Маяковский:

lic

По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.

И слышит шепот гордый
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»

Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»

Свела промозглость корчею —
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода —
он кроет капель спад:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!

Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтою
стоугольный „Гигант“.

Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам
и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенна
Попятится тайга».

Рос шепоток рабочего
Над тьмою тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно — «город-сад».

Я знаю — город будет,
я знаю — саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!

И ведь строили! Безусловно, такое жертвенное терпение страданий возможно только в одном случае — у людей есть твёрдая уверенность, что это будущее реально наступит.

А если картина будущего мира совсем иная? Среди христиан порой встречаются люди, которых больше волнует не счастье жизни в Царстве Небесном, а горести существования в Последние Дни при царстве Антихриста. Фантазия рисует эти времена в самых жутких тонах. Народная молва рекомендует всяческими способами избежать этого страшного царства. История знает случаи массовых самоубийств фанатиков, которые не хотели жить при последних временах, которые, по их мнению, вот-вот настанут. В России таким горестным примером могут служить пензенские отшельники, которые ушли в добровольный затвор под землю вместе с детьми, ожидая Конца Света. Не дождавшись этого конца, постепенно все вынуждены были выйти из своих катакомб, кое-кто попал после этого в психушку, а несколько человек умерли ещё в подземелье от болезней и недоедания.

Я опасаюсь, что на самом деле у нас если не вся страна, то многие миллионы людей, целые города находятся в подобных затворах. Мы сжались в катакомбах своих придуманных самоограничений и негативном видении будущего: губернаторы и мэры, которые спят и видят страшные сны, как им прекращают поступать дотации; владельцы фирм, мысли которых только о том, как в конце правильно закрыть бизнес, чтобы и в налоговой отпустили, и по миру не пойти; родители, которые боятся, что вырастающие дети выгонят стариков из своих квартир, а потом их пропьют. Ради этого не хочется жить. Так мы и не живём! Мы тихонько «смертию умираем».

Пора оживать! Начинать нужно с восстановления памяти — «без памяти нет грядущего». У нас такая богатая история, что каждой семье, каждому городу, каждой деревне найдётся, чем гордиться. Затем нужно собраться всем городом и решить, какое у него будет будущее. Конкретно представить, что мы можем и что мы хотим сделать с нашим городом. Потом следует натянуть эту нить между прошлым и будущим, да так, чтобы она зазвенела, как струна, и по этому камертону мы будем настраивать свою жизнь. Это нужно сделать в каждом регионе, в каждом городе и муниципалитете, а тот образ будущего, который мы придумаем, мы запаяем в капсулу и отправим потомкам на проверку.

tkach

Биографическая справка:

Руслан Анатольевич ТКАЧЕНКО

Председатель Ассоциации «Многодетная Страна»
Председатель Региональной Общественной Организации «Московский Городской Родительский Комитет»

Председатель Московского Областного отделения Межрегиональной Общественной Организации «За права семьи»

Руководитель сектора по взаимодействию с общественностью, негосударственными организациями и системой образования Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, материнства и детства.

Эксперт рабочей группы по семье при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации.