Создаётся Благотворительный фонд «101 км. Подвижники Малоярославца»

Отец Михаил Шик и Наталия Шаховская-Шик

Родственники православного священника Михаила Шика объявили о создании благотворительного фонда для реставрации дома, в котором он жил, и открытия там впоследствии мемориального и общественного культурно-просветительского центра.

Это объявление было сделано в Малоярославце Калужской области, где прошла презентация книги «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века», в которой впервые опубликованы личные письма Михаила Владимировича Шика и его жены Наталии Дмитриевны Шаховской (в замужестве Шаховской-Шик). Издательство Культурно-просветительского фонда «Преображение» выпустило в свет первый том, охватывающий переписку с 1911 по 1926 годы, и готовит к выпуску второй том двухтомника.

В презентации приняли участие отец Кирилл Каледа, настоятель храмов Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, отец Александр Мазырин и Лидия Головкова из Православного Свято-Тихоновского университета, отец Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в Сельхозе и со-председатель фонда им. Александра Меня.

Михаил Шик, родившийся в 1887 г., окончил Московский университет по двум специальностям - всеобщей истории и философии, а также прошёл курс философии во Фрайбургском университете в Германии. Работал в журнале «Колос» –  издании просветительского направления, после начала Первой мировой войны служил в армии.

В 1918 г. принял православие, женился на княжне Наталии Шаховской – известной писательнице. Молодая семья поселилась в Сергиевом Посаде, супруги активно участвовали в работе «Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры», учрежденной для максимально возможного сохранения от уничтожения святынь Лавры. Ученым секретарем этой комиссии был отец Павел Флоренский.

В 1925 Михаил Шик рукоположен в дьяконы митрополитом Петром Полянским. Через несколько месяцев он был арестован и после длительного тюремного заключения сослан в Турткуль Каракалпакского автономного округа.

В ссылке в 1927 году был рукоположен в иерея преосвященным Никодимом (впоследствии архиепископ Костромской), также находившимся в среднеазиатской ссылке. По возвращении из ссылки о. Михаил служил в храме Свт. Николая в Кленниках и в храме Свт. Николая в Соломенной Сторожке. Затем был вынужден  покинуть Москву и часто менять места жительства.

С 1931 года поселился в Малоярославце. Построил потаенную церковь в пристройке к дому, где служил тайно. Был арестован в феврале 1937 г. по «делу епископа Арсения Жадановского». В семье, оставшейся без отца, было к тому времени 5 детей.

27 сентября 1937 года отец Михаил Шик был расстрелян на  Бутовском полигоне вместе с десятками других священнослужителей.

Протоиерей Андрей Лобашинский, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы с.Карижа Малоярославецкого района, напомнил о том, что судьба очень многих  священников, монахов, монахинь и глубоко верующих мирян оказалась в 30-е годы теснейших образом связанной с Малоярославцем. «Не будет преувеличением сказать, что на несколько десятилетий Малоярославец стал духовной столицей 101 километра,  –  сказал отец Андрей Лобашинский. – Свой труд и духовный подвиг совершили здесь  прославленные  священномученики Роман Медведь и  протоиерей Зосима Трубачев, иерей Николай Бруни, архиепископ Мелитон Соловьев, епископ Серафим Юшков, игуменья Елена Коновалова, игумен Иеракс Бочаров, писатель Олег Волков и др. многие другие. В этом ряду свое почетное место занимает семья священника Михаила Шика, жившая в Малоярославце на Успенской улице с тридцатых годов по 1942 года. Здесь семья пережила арест отца Михаила, фашистскую оккупацию. Возможно, именно в скромном доме на Успенской эта семья катакомбного священника пережила  в личном плане одновременно  и самое счастливое свое время, и самое трагичное.

Настоятель храма в Кариже напомнил, что в пристройке к дому отец Михаил соорудил маленькую потаенную церковь, в которой и совершал Божественную Литургию. Этот скромный дом и церковь при нем  посещали и миряне, и простые священники, и церковные иерархи. Через это место проходил очень важный нерв церковной жизни, который попытались уничтожить в 1937 году. Многие из людей, входивших в окружение о. Михаила, были расстреляны, как и он,  на печально знаменитом Бутовском полигоне.      

«Этот дом, за исключением пристройки, уничтоженной снарядом в годы Великой Отечественной войны, сохранился до наших дней. Он пережил пожар, но все-таки выжил. Теперь на его основе планируется создание мемориального дома катакомбного священника отца Михаила, – сказал также отец Андрей.  –  Ядро будущей экспозиции составят личные вещи отца Михаила и его супруги Натальи Дмитриевны Шаховской, фотографии, письма, различные документы той эпохи, включенные в историческую обстановку быта этой семьи в тридцатые года, воссозданную на основе воспоминаний и свидетельств его детей».

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутове, считает очень важным «передать нашим современникам, которые отошли от церкви или ещё не пришли к ней, память о жизни этого поколения - новомучеников российских. Культурно-просветительский центр на основе дома  Шиков-Шаховских в Малоярославце станет мемориалом удивительной духовной жизни этих двух людей, а также тех, кто входил в их обширный круг общения и взаимной поддержки».

Публицист Елена Старостенкова-Шик, внучка Михаила Шика, уверена, что этот дом, построенный еще 1904 году для земского инженера, участвовавшего в строительстве Киевской железной дороги, должен продолжать жить для города, для области, для страны. Нам представляется, что лучшая перспектива для этого исторического дома – создание на его основе просветительского центра  и мемориального центра для изучения и освещения жизни многих российских семей, оказавшихся в разные десятилетия ХХ века за 101 километром от столицы. Это семьи Бруни, Голицыных, Мамонтовых, Волковых, Осоргиных, Бобринских и многие другие.

Мы видим также свою задачу в том, чтобы вступить в тесное взаимодействие с аналогичными мемориальными центрами, уже действующими сегодня в Москве, Сергиевом Посаде, Александрове, Дмитриеве и других подмосковных  городах. Не менее важно в перспективе перейти в изучении феномена 101 километра от описания личных судеб к обобщениям и выводам о роли сообществ, подобных тому, которое сформировалось в Малоярославце в первой половине ХХ века, в  истории нашей страны».