Недавно встретила знакомую, она сияла от радости, рассказывала, что разводится. Странная причина для радости? Она встретила свою настоящую любовь, а всё что было до этого – почти 20 лет законного брака, не «то», скучное, изматывающее, а вот сейчас пришло настоящее чувство, открылось второе дыхание, хочется жить, радоваться, песни петь. Она даже пошутила, что помолодела на 10 лет, похудела, люди вокруг добрее стали.
Я не разделила её радости. Наоборот, мне грустно стало. Я себя увидела. Но попробовать остановить или отговорить не смогла, боялась, что приятельница скажет – ты завидуешь! Нет, я не завидую. Я сама совершила подобную ошибку. Более 10 лет назад светилась от радости, когда разводилась с мужем и создавала новую семью. Тоже была уверена, что появилось настоящая любовь, ради неё можно разрушить и свой брак и брак нового избранника. Я бы хотела через сайт «Азбуки веры» рассказать читателям свою историю и предостеречь от неправильного шага других людей.
Я прожила с первым мужем 17 лет. У нас дочь. Да, у меня муж не был дипломатом, не умел красиво говорить комплименты, искренно считал, что чистые полы, вкусная еда – это нормально, поэтому зачем за «нормальность» хвалить или говорить приятные слова.
Может быть, бывал даже грубоватым. Мог, не желая обидеть, сказать: «А ты за зиму поправилась, несколько месяцев назад на тебе это платье лучше сидело, а сейчас чуть перекосило». Он не пил, работал, деньги на пивные бары не тратил, по девушкам не бегал. В первые годы брака было непросто, сначала жили вместе с мамой мужа, были сплошные женские ссоры о жарке котлет, добавлении томатной пасты в борщ. Мои родители жили с семьей моего старшего брата. Мы сняли «однушку», работали вдвоём, я долго трудилась не специальности (работа искусствоведа, такой у меня диплом, интересная, но не денежная). Первый раз на море выехали только через 7 лет совместной жизни.
Растили дочку. Все интересы и разговоры были вокруг неё. Что лучше девочке — фигурное катание, художественная гимнастика или рисование, вокал? Вместе выбирали школу, первую учительницу, время быстро шло, наступила пора поиска репетитора по математике, химии.
Ничего плохого не было. Только рутина, одно и то же.
Я сама пришла к вере, сама крестилась. Отнеслась к это не формально, хотела жить этой новой жизнью, верой. Муж не разделил моё желание воцерковляться, считал, что это «хобби», которое есть и может пройти.
В храме я встретила Игоря. Наверное, у него тоже был в семье кризис. На службы он ходил один, жена тоже считала его крещение, чтение религиозной литературы, посты, молитвы неким увлечением.
Мы вместе воцерковлялись. Сначала ходили в воскресную школу для взрослых. Обменивались книгами, побывали в нескольких паломнических поездках, готовили обеды для жителей дома престарелых. Между нами какая-то искра пробежала. Мне показалось, что Игорь понимает всё с полуслова, вкусы совпадают, он даже в кофе корицу любит добавлять, как и я, а мой муж всегда критиковал меня и смеялся надо мной по этому поводу.
Само собой получилось: мы признались в любви друг другу, пообещали в этот же день поговорить со своими половинами. Обманывать, прятаться, проводить время в отелях на час – конечно, об этом и не было речи. Мы, крещеные в сознательном возрасте, понимали, что такое грех прелюбодеяния.
Мы развелись, заключили брак в ЗАГСе, потом венчались.
Мы хорошо живём, у нас общая вера, интересы. Но крупинка горечи есть. И не только у меня. Я часто вспоминаю своего первого мужа и мне жалко его. Игорь тоже нередко говорит о своей предыдущей семье. Мы с ним построили счастье на чужом несчастье. Наши бывшие половины не создали семью. Не буду говорить за бывшую супругу Игоря, но я вижу, что все эти годы мой первый супруг переживает, похудел, осунулся, как будто некую опору потерял. Сначала он начал пить, потом окунулся в работу, карьеру, стал много зарабатывать, участвует в благотворительности, но личного счастья нет.
Мне даже свекровь, которая ни разу за все годы брака с её сыном ни одного тёплого слова не сказала мне, после развода позвонила: «Доченька моя, что ты делаешь? За что ты так с ним? Подумай…» Я голос сначала её не узнала, у неё всегда были властные нотки, а тут женщина слёзно обращается.
Конечно, когда супруг изменяет или избивает детей и жену – это одно дело, такое терпеть и с таким мириться нельзя. Но, когда, якобы, появилось яркое чувство, якобы настоящая любовь, а муж, семейная жизнь показались скукой, тяжёлой рутиной, болотом, не надо торопиться разводиться, не надо погружаться в новые отношения. Мне более 10 лет назад стоило остановиться и хорошо подумать: а может быть, это обычный семейный кризис, и вдвоём бороться с ним, а может, и я в чём-то виновата, что семейная жизнь, законный союз показался болотом и превратился в чулан с паутиной? Возможно, у меня случилось то, о чём предостерегали психологи и священники: не сводите общение друг с другом на уровень «кто проводит в музыкальную школу?», «когда купить форму и рюкзак к 1 сентября?». Дети вырастут и окажется, что нет общих тем у мужа и жены. Так и вышло. Дочка подросла, стала самостоятельной и нам разговаривать с мужем не о чем. Да, мой супруг не был верующим, не разделял моих православных взглядов. Но путь к Богу – непростой и у каждого свой. Потом вспомним слова апостола Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею,
и жена неверующая освящается мужем верующим». Надо было мне руку протянуть ему, а не бросать…
Согласна, когда семья распадется, то оба виноваты.
Я не хочу никого запутать. Вы меня спросите, счастлива ли я, чего мне не хватает? Всё хорошо. Но не зря говорят: одна или один на всю жизнь. Жалею, что не сберегла семью, не разобралась до конца. В результате, две семьи распались, чтобы получилась одна новая. Мы с Игорем построили своё счастье на чужом несчастье. Вот это я бы хотела рассказать своей знакомой, а также другим, кто оказался в подобной ситуации.
Текст: Александра Грипас