Как оживают люди

«У меня стало больше уверенности в себе, пробудился интерес к жизни, появилась надежда на будущее» — это всего лишь один из многочисленных отзывов участниц проекта «Надежда матерей-одиночек: профессии будущего, помощь в адаптации и трудоустройстве», и в каждом из них много энергии, оптимизма и желания развиваться. Этот проект, реализованный фондом социальной поддержки «Хорошие люди» при содействии отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саратовской епархии и Петропавловского храма Саратова, стал одним из победителей конкурса Фонда президентских грантов. Проект задумывался как образовательный — одиноких мам обучали востребованным сегодня профессиям, но для многих из тех, кто пришел на учебу, он стал еще и отправной точкой для выхода из жизненного тупика, личностного кризиса. И этот «побочный эффект» оказался не менее ценным, чем полученные знания.

Освоить языки мультимедиа

Проект длился восемь месяцев, в нем приняло участие 96 матерей-одиночек и женщин, воспиты­вающих детей с ограниченными возможностями здо­ровья. Преподавание велось по пяти направлени­ям: графический дизайн, создание сайтов, копирайтинг, фотография, smm-менеджмент. Почему имен­но такой набор предметов? Оказывается, сегодня спрос на таких специалистов очень высок.

«Пандемия сильно изменила рынок труда, — поясняет исполнительный директор фонда “Хорошие люди” Мария Ковалева. — Например, многие оди­нокие мамы до нее работали уборщицами: они выби­рались на пару часов из дома, и это позволяло хоть немного зарабатывать. Во время коронавируса организации стали переходить на удаленную работу, и необходимость в таких услугах отпала. Задумывая этот проект, мы хотели совместить два направления: во-первых, дать нашим подопечным имен­но те профессии, которые сейчас востребованы, а во-вторых, сделать так, чтобы они могли зараба­тывать, не выходя из дома и не отлучаясь от ребенка. Мамы-одиночки и в доковидные времена были наи­более уязвимыми на рынке труда соискателями. Их неохотно брали на работу, потому что они часто ухо­дят на больничные, а мамы, у которых дети с особен­ностями развития, вообще зачастую не могут пол­ноценно работать, поскольку уход за такими деть­ми требует их постоянного присутствия. Выходом для них была бы самозанятость, фриланс. Мы изу­чили вакансии для фрилансеров и выяснили, что на дизайн, копирайтинг, smm-менеджмент действи­тельно есть спрос, причем не только в нашем городе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, дру­гих крупных городах, где и платить за услуги готовы побольше, и дистанционное сотрудничество готовы рассмотреть. Кроме того, все те навыки общения в цифровой среде, которым мы обучали участниц, им могут пригодиться для продвижения себя в соцсетях как специалистов в других сферах.

Таким образом, мы сформировали набор дисци­плин, который позволил бы нашим ученицам стать либо профессионалами в какой-то одной сфере, либо некими “универсальными солдатами”, которые могут решать целый набор задач, поставленных работода­телем. Многие участницы говорили, что им тяжело­вато далось обучение созданию сайтов, поскольку там много технической информации. Но если ее осво­ить, это открывает большие возможности — в этом направлении синтезируются все навыки, которыми они овладели в остальных дисциплинах. Мы очень рады, что уже к концу обучения многие наши участ­ницы начали находить заказы, а кто-то вообще сме­нил сферу деятельности и занялся тем, что интересно. И за то, что наши ученицы так быстро стали продви­гаться в профессиональной сфере, конечно, нужно сказать спасибо нашим преподавателям».

Сделать первый шаг

Преподавателей организаторы проекта под­бирали очень тщательно. Человек должен был не только быть профи в своем деле, но и разделять ценности «Хороших людей». И такие нашлись. Елена Балаян — известный саратовский журналист, сейчас редактор одного из направлений в столичной газете «Известия». Александр Тара­сов — преподаватель курсов по фотографии, вла­делец фотостудии «Культура» — пришел в фонд как волонтер с желанием помогать. Программист Виталий Зеленин тоже сам обратился к «Хорошим людям» — с предложением сделать для фонда сайт — и оказался на проекте в качестве препо­давателя модуля по созданию сайтов в конструк­торе Tilda. А Ксения Барулина — преподаватель по графическому дизайну — как никто другой знает, как чувствует себя женщина, внезапно став­шая мамой-одиночкой.

«В 25 лет я осталась одна с годовалой дочкой на руках, — вспоминает Ксения. — Было ощуще­ние, что мир рухнул. Не было понимания, как жить дальше. С тех пор прошло десять лет, и теперь думаю: то, что мы расстались с мужем, стало для меня благом, потому что я, скорее всего, с этим человеком не стала бы тем, кем я стала. После развода я начала профессионально развиваться. У меня образование “прикладная информатика”. Институт дал базу, которая позволила освоить графический дизайн. Я открывала необходимые программы и начинала их самостоятельно изу­чать. Меня очень поддерживали родители: папа взял отпуск и сидел с моим ребенком, когда дочка еще не ходила в садик, а я уже вышла на рабо­ту. Поэтому, когда случается что-то такое, что погружает нас в растерянность и апатию, нужно оглянуться вокруг: наверняка есть путь, по кото­рому можно пойти, и есть люди, которые готовы на этом пути поддержать.

Сейчас я очень комфортно чувствую себя в своей профессии, и это позволяет уверенно смо­треть в будущее и ставить цели. А нашим ученицам и тем, кто оказался в похожей ситуации, хотела бы сказать: если мы будем тонуть в болоте своих рас­стройств, мы будем только деградировать. У нас есть дети, ради которых стоит жить. И есть мы — каждая из нас как личность самоценна, даже если рядом нет мужчины. Когда мне бывало трудно, я себе повторяла: ничего нам не дается такого, что было бы не по нашим силам. Часто женщины, которых бросили, думают: я одна ничего не смогу, у меня нет сил. Но надо понять: силы придут, когда ты начнешь делать шаги. Первый шаг сделать труднее всего, но если ты его не сделаешь, будет только хуже. Даже если первый опыт не будет сразу “на пятерку”, даже если не все сразу будет получаться, все равно надо начинать двигаться, и результат обязательно будет. А если ты будешь сидеть на месте и только жалеть себя и свое­го ребенка, под лежачий камень вода не потечет. Женщины, которые пришли на проект, сделали первый шаг, и это шаг гигантский».

Сила группы

Кроме пяти предметов по профессиям, про­ект предусматривал психологическую поддерж­ку участниц. Поэтому на проекте работали пси­хологи.

Курс лекций включал темы, наиболее болез­ненные и насущные для одиноких женщин с деть­ми. Как научиться понимать своего ребенка и стро­ить коммуникацию с близкими? Что значит быть автором своей жизни? Почему взрослые порой ведут себя, как дети, и как найти конструктивное решение в спорном вопросе? С помощью психо­логов участницы разбирали ограничивающие их убеждения, учились правильно ставить цели, пла­нировать свое время и составлять бюджет.

Обратная связь позволила увидеть, что вклю­чение в программу блока по психологии было пра­вильным решением. Вот некоторые отзывы уче­ниц: «Лекции по психологии помогли переосмыс­лить мои жизненные принципы, поменять при­оритеты, в жизни все стало намного лучше»; «Научилась понимать свои чувства и потребно­сти, относиться к себе с уважением»; «Научилась управлять своими эмоциями, теперь я знаю, как справляться с задачами, которые постави­ла перед собой»; «Стала лучше разбираться в людях и в себе»; «Научилась позитивно смо­треть на мир»; «Занятия с психологом помогли взять ответственность за происходящее в своей жизни, я научилась поддерживать себя в трудные минуты»; «Я снова поверила в себя, поняла, что “мать-одиночка” — не клеймо»; «Я начала диалог с собой, стала слышать себя, понимать, чего же я хочу и как этого достигнуть»; «Появились уве­ренность в себе, стойкость, спокойствие».

По мнению психолога проекта Тамары Пенкиной, такие хорошие результаты участниц — след­ствие не только грамотно подобранного материа­ла для тренингов, но и работы в группе. Многие признавались, что до проекта они чувствовали себя одинокими, брошенными, забытыми на обо­чине жизни, но, оказавшись в группе, где и дру­гие находятся в похожей ситуации, почувствовали огромную поддержку.

— Работа в группе для меня — это про обога­щение. Прежде всего — опытом. Всем нам в про­цессе жизни необходимы примеры того, «как еще можно». Это расширяет нашу палитру выбора. На одну и ту же ситуацию участники группы могут реагировать по-разному, и этот совокупный опыт расширяет мышление каждого. А мышление — очень важная составляющая жизни человека, определяющая зачастую его психологическое состояние. Еще один момент, особо ценный для меня, — это возможность совместности, разделения опыта, когда встречается человек, у которого «как у меня». Порой мы сталкиваемся со слож­ностями и можем чувствовать себя крайне оди­ноко и потерянно. И тогда встреча с кем-то, кто похож на нас, дает опору — дает понимание, что мы не совсем одиноки, что многие ситуации реша­емы, а если и нет, то искренняя поддержка тех, кто рядом, точно облегчает состояние.

Помогая другим, помогаешь себе

Одним из удачных для проекта решений стало привлечение волонтеров. Еще до начала курсов организаторы спросили добровольцев «Хороших людей»: кто хочет учиться? И человек двадцать откликнулись. Но большинство из них не могли стать полноправными участниками проекта: не подходили по социальному статусу. И тогда было принято решение привлечь их к проек­ту в качестве кураторов. В задачи кураторов вхо­дило информирование учениц о программе обу­чения и расписании занятий, связь с преподава­телями, контроль за посещаемостью, составле­ние отчетов и ответы на вопросы. Этакие «класс­ные руководители». Мария Ковалева говорит, что на выстраивание эффективной коммуникации между всеми участниками проекта ушло около полутора месяцев.

— Поначалу было трудно. Люди обижались с полуслова, не умели вникать в сообщения — читали только начало и конец, а середину пропу­скали и из-за этого засыпали нас бесконечными вопросами. Постепенно это ушло. Участницы нау­чились взаимодействовать грамотно и спокойно. На проект пришло более ста человек, их объеди­нили в шесть групп, которые занимались в разное время. По каждому блоку было от восьми до деся­ти уроков, и нужно было обеспечить каждой маме возможность освоить их все: кого-то запи­сать на занятие с другой группой, чтобы ликви­дировать пропуск, кому-то выслать видеозапись. Это большой организационный процесс. А еще нужно было всех успокоить, создать правильную атмосферу в рабочем чате, чтобы люди слыша­ли информацию от организаторов, и в отдельном чате для общения, в котором участники и волон­теры поддерживали друг друга. И честно ска­зать, кураторы — это большой процент успеха проекта. Грамотному кураторству тоже пришлось учиться. Например, в начале проекта они отве­чали на все сообщения учениц круглосуточно. Конечно, с таким подходом выгорание неизбеж­но. И я им говорила, что так нельзя, нужны гра­ницы, иначе вы не справитесь. Когда эта работа была выстроена, всем стало значительно проще, и учеба пошла в удовольствие и для учениц, и для кураторов.

— Я благодарна проекту за то, что он мне напомнил: учиться — это здорово, пусть и не всегда легко, — говорит куратор одной из групп Татьяна Петрова. — Я сама узнала много нового, повысила свою компьютерную грамотность. А кроме того, научилась быстро принимать решения: порой были нестандартные ситуации, требовавшие оперативного вмешательства, так что мы, кураторы, прошли хорошую школу. А еще, глядя на наших учениц, я училась у них не унывать и не отчаиваться. Вы знаете, они ведь тоже предлагали помощь нам! Когда человек находится в ситуации, которая, как тебе кажется, сложнее твоей, и при этом находит силы и желание предложить помощь, это так воодушевляет! И самое драгоценное для меня то, что с некоторыми из участниц отношения с окончанием учебы не закончились: мы по-прежнему на связи, и за эти обретения удивительных людей я проекту очень признательна.

Проповедь делом

Проект «Надежда матерей-одиночек» не ста­вил миссионерских целей. На религиозные темы с ученицами не говорили. Но то, что большая часть волонтеров проекта — это прихожане Петропавловского храма, и то, что часть заня­тий проходила в храме, определенный миссионер­ский эффект дало. Мамы обращались к курато­рам с вопросами, связанными с христианством, жизнью Церкви. А значит, чуть-чуть больше они о православной вере узнали.

Руководитель отдела по церковной благотвори­тельности и социальному служению Саратовской епархии, настоятель Петропавловского храма, учредитель фонда «Хорошие люди» игумен Нектарий (Морозов) размышляет об этом так:

— Мы вошли в такой период, когда люди очень скептически относятся к тем словам, которые мы — люди Церкви — произносим. И, какими бы правильными и красивыми ни были наши слова, хотят верить только делам. Поэтому когда люди видят, что от Церкви — от людей, в ней находящихся — приходит помощь, причем нужная им, это становится для них лучшим свидетельством о том, что мы, христиане, действительно пытаемся научиться любить людей ради Христа. Это то, ради чего мы за такие проекты беремся. Мамы-одиночки нуждаются во всесторонней поддержке — и в вещевой, и в бытовой, иногда и в продуктовой. И мы ее, насколько можем, оказываем. Но, конечно, человек гораздо лучше себя начинает чувствовать, когда он сам может себе на жизнь заработать и обеспечить своего ребен­ка. Но кроме того, мамы-одиночки — это женщи­ны, у которых зачастую есть ощущение, что они выпали из жизни из-за своего непростого положе­ния. Поэтому, когда они начали заниматься, когда почувствовали себя частью сообщества, мы уви­дели, как эти люди начали оживать. Они не толь­ко получили новые знания и навыки, они букваль­но возвращались в активную интересную жизнь, чтобы продолжать ее и по окончании курса. А кто-то даже перестал быть одиночкой: трое участниц за время проекта создали семьи.

Отец Нектарий говорит, что с окончанием про­екта «Хорошие люди» о его участницах заботиться не перестанут. В планах — помогать выпускницам проекта в трудоустройстве, а тем, кто хочет учиться дальше, предоставить такую возможность.

— Очень ценный результат проекта — то, что наши ученицы сплотились и ощутили себя единым целым, — говорит Мария Ковалева. — Синергия — это огромная движущая сила, и в данном случае она помогает преодолеть робость, понять, что не обязательно быть гением, чтобы зарабатывать, что и у тебя есть определенные таланты — просто бери и делай. Мы видим по соцсетям наших учениц, как они начали раскрываться. Человек тридцать-сорок заявили, что хотят быть с нами, продолжить общение и взаимодействие — и мы с ними пойдем дальше. Мы уже говорим на одном языке. Они мыслят системно, они смотрят в будущее уверенно, у них есть огромное желание работать, обучаемость, и они уже определенный путь прошли. Мы верим, что они станут настоящими мастерами своего дела.

Итак, проект завершен, состоялся выпуск­ной бал, на котором были сказаны слова призна­тельности всем к нему причастным. В том числе, конечно, Фонду президентских грантов, кото­рый увидел в проекте потенциал и поддержал его финансово.

— Конечно, ремесло в руках дает человеку возможность для самореализации, — говорит заместитель руководителя представительства — контактного центра Фонда президентских грантов Ольга Соколенко, — а ваш проект как раз направлен на то, чтобы дать людям ремесло. Кто-то только начнет этот путь с нуля, кто-то будет развивать то, что уже умеет, кто-то благодаря новым знаниям откроет в себе новые таланты. Я желаю всем участницам счастья, здоровья, стремления продолжать начатое, а наш фонд всегда поддержит такие живые, нацеленные на помощь реальным людям проекты.

Ольга Протасова

Источник: eparhia-saratov.ru